Духовный свет не сотворен, а знание о нем можно получить только через откровение, ключом к которому является вера в существование Творца. Бог недоступен для познания, и открывает себя человеку через Библию, толкование текстов богословами, которые и есть основной путь познания Бога. Сотворенный мир может быть познан через разум авторитетного проповедника, учёного и пророка. Августин говорил, что любое познание должно идти через веру, сознание мира тварного и мира духовного. А Фома Аквинский обращался не только к чувствам и интуиции, но и к рассудку и здравому смыслу, опыту мистических переживаний. Сотериологизм--учение, которое выявляет смысл жизни человека, смысл существования его на земле.
Софиология является учением о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов кон. XIX — нач. XX в., вобравшее в себя элементы как церковного предания, так и гностицизма, каббалы, европейской мистики. Онтологи применяющие учение о бытии в религиозных сущностях, утверждают, что протолюди создали Бога несколько сот тысяч лет назад, как и онтологические проблемы сознания, разделив бытие на объективное, субъективное, социальное и виртуальное. Теософы, как и софиологи попеременно отождествляют Софию то с миром идей в Абсолюте, то с сущностью (идеей) абсолютного первоначала, бытие которой гипостазируется в личное и именуется душой, то с абсолютным началом в его проявлении, с реальной множественностью, взятой в аспекте ее совершенного бытия, в аспекте всеединства твари, духа и духовного света в Абсолюте.
Возвращение мира из хаоса множественности в космос всеединства есть процесс наделения пассивной и женственной мировой души образующим и оформляющим ее божественным Логосом-сознанием в процессе боговоплощения и искупления от греховности через посредство Вселенской церкви по законам, представленным в теориях теософии, теократии и теургии (богомудрие, боговластие и богоделание). София ведающая мать в качестве нетварного женского начала в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий и во ипостазирующееся в божественную полноту духовного света. София ведающая мать воспринимается не как вне божественная женская ипостась, а как единая сущность трех ипостасей в Св. Троице: Усия-София-Слава Божия, Божество ведающих матерей в Боге. И почему это учение приравнено православными к ереси? По правде говоря, понятие Божественного происхождения бытия, как и смыслов в метафизическом ракурсе до конца не сформулированы. Логический позитивизм вкупе с верификационной теорией об универсалиях пространства, времени и движения сводит на нет чувственное восприятие действительности. Отчего и возникают сомнения в истинности, мудрости и адекватности. Мыслители склонны к кретинизму в осмыслении противоестественного, сверхъестественного и неестественного.
У Бога есть и антибог, его назвали сатаной и много у него есть ников, прозвищ, кличек.
Накликать нам его легко, коль есть сомнения и до не приличья.
Мы путаемся в терминах добра и зла, не видя истины по сути.
Ведь сколько в разуме и в душах лжи и мути.
Бредём мы в лабиринтах заблуждений, блудим среди леса,
вокруг нас ложь и речи лживых бесов,
служителей всех тех, кто против Бога.
Ложь и обман не в пользу блага и добра,
обманываться рады те, кто в жизни уж не видит зла.
Вопрос же не от том, кто это создал, дал всему дорогу,
а в том, как выбраться из тьмы и злобы понемногу
осилить истину в любви и в мире выйти на дорогу к Богу.