Как делили Советский Союз, мы знаем. Думается, многим запомнился рыжий сучонок, ваучер ему в грызло. И это еще не самое худшее. Экспроприация на дело мировой революции и ночные визиты крепких ребят из канцелярии Эдмундовича обычно завершались пусканием в расход. А бывало, что сначала отбивали почки, или рвали пасть, или тривиально по зубам, или сапогами, куда ни попадя до бессознательного состояния, а потом в лагеря, но не в пионерские, а туда где вкалывают до полного изнурения, цинги и дистрофии. И где-нибудь на Беломорканале, Волго-Доне, Колыме, Кеми, или в Норильске, Караганде, Надыме, Салехарде, Воркуте, или на Таймыре, Чукотке, Соловках, или в Вологодской, Пермской, Иркутской, Читинской, Магаданской или какой другой области, таких мест не перечесть, подопытных затянувшегося тоталитарного эксперимента морили голодом, чтобы перед расстрелом выжать последние соки, а уж потом в сырую матушку землю во имя построения общества любителей светлого счастья на чужом несчастье. Рецепт недоброй империи прост — разделяй и властвуй. Одним карамельки «Светлый путь», «Волга-Волга» и «Свадьба в Малиновке», а другим сломанные челюсти, рудник, лесоповал и вертухаи на вышках. И что интересно — первые по сию пору полагают, что так и надо. Интересно, что они запели бы, если бы попали во вторую категорию. Когда же колючую проволоку заменили финансовой, получилось вроде бы цивилизованно, но слаще ненамного, да еще побегаешь, чтобы найти рабовладельца, который дал бы тебе работу. После этого петь «где так вольно дышит человек» не захочется, лживые киношки про счастливые колхозы и кристальных энкэвэдэшников смотреть не тянет, а мимо «Рабочего и колхозницы» без содрогания не пройдешь. Точно также как теперь всякий раз вздрагиваем при виде истуканов Церетели, элитных коттеджей, караванов сумасшедших внедорожников, или когда вынимаем из почтового ящика пачку квитанций для оплаты счетов. (Б.О. Качанов. Карта, байда, два весла. М.: Маска, 2012, стр. 271−272). А все потому, что без Бога нация толпа, которая не в состоянии отличать добро от зла. (Б.О. Качанов. Рюкзак, тропа, катамаран. М.: Маска, 2012, стр. 294)