ЕЛЕНА НЮРЕНБЕРГ — ЛЮБИМАЯ МАРГАРИТА МИХАИЛА БУЛГАКОВА…
Мог ли себе представить выходец из Бердичева Шмуль-Янкель Нюренберг, что его дочь станет женой писателя, не жалующего евреев и даже прообразом ведьмы в его знаменитом романе.
Первая встреча
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
«Мастер и Маргарита»
Именно это случилось в 1929 году, когда жена военачальника Елена Шиловская встретилась с безработным драматургом Михаилом Булгаковым, и эта встреча навсегда изменила жизнь обоих. О нем говорили разное: фантазер, насмешник, сердцеед. А в ней было разящее очарование — загадочная и такая свободная, роскошная!
Отец Елены Сергеевны Нюренберг, школьный учитель из Риги, был женат на русской и стал Сергеем Марковичем, но был «евреем по быту, обиходу и самочувствию». А еще — увлеченным театралом. В доме гостили артисты, а дети — два сына и две дочери — сами ставили пьесы и играли в них. Елена училась в элитной гимназии и знала несколько языков.
Отец получил место податного инспектора, и в 1915 году семья переехала в Москву. Обе сестры Нюренберг мечтали быть актрисами, но стали секретаршами: старшая, Ольга, — в дирекции МХАТа, а Елена — в газете «Известия». Однако в жизни Елены театр все же присутствовал — она вышла замуж за сына знаменитого трагика Мамонта Дальского, Юрия Неелова. Шла германская война, и супруг был назначен адъютантом командующего 16-й армией Евгения Шиловского.
И тут разыгрывается новая версия библейской истории о Давиде и Вирсавии. Молодой, красивый командир, воспылав непреодолимой страстью к супруге своего подчиненного, переводит его на Южный фронт. Адъютант Неелов, в отличие от мужа Вирсавии, не пал в бою, тем не менее его брак был расторгнут. И осенью 1921 года Елена стала женой Шиловского.
Её положению советской гранд-дамы могли бы позавидовать многие — элитный дом, где обитала вся верхушка РККА, приемы в Кремле, трепетно любящий муж и двое прекрасных сыновей. Несмотря на всё это, счастлива она не была. Сохранились письма, в которых она пишет сестре о своей апатии и чувстве безысходности. Муж пропадает в Генштабе, детей опекает няня, а их любящая мать томится в одиночестве и завидует сестре Ольге, в жизни которой есть театр.
Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.
Время шло, и ничего не менялось, только бальзаковский возраст давал о себе знать — 36 лет! Тут-то и возник Булгаков, синеглазый сочинитель, с лицом подвижным и нервным, как у артиста. Уже на следующий день после знакомства они вместе катались на лыжах, затем отправились в актерский клуб. Жизнь скучающей затворницы изменилась.
«Дай мне слово, что я умру у тебя на руках»
Их отношения развивались стремительно. Елена Сергеевна часто бывала в доме Булгаковых, подружилась со второй женой Михаила Афанасьевича Любовью Евгеньевной Белозёрской. Их брак к этому времени уже исчерпал себя и стал скорее формальностью. Белозёрская знала о связи своего мужа и ничего не имела против. Но всему приходит конец.
Муж Елены Сергеевны узнал о её любовной связи с Булгаковым. Красный командир был в отчаянии, он заявил жене, что детей не отдаст, угрожал писателю револьвером и запретил им встречаться.
5 февраля 1931 года на последнем листе романа «Белая гвардия» Михаил Афанасьевич делает запись: «Справка. Крепостное право было уничтожено в … году». Считается, что именно в этот день состоялся тот самый тяжёлый разговор с Шиловским, когда Булгаков дал обещание больше не видеться с Еленой Сергеевной. Полтора года спустя он приписал к той строке: «Несчастье случилось 25.II.1931» — день их последней, как они тогда думали, встречи с Еленой Сергеевной.
Они не виделись 15 месяцев. В июне 1932 года Булгаков и Елена Сергеевна встретились в ресторане «Метрополь» при посредничестве Ф.Н. Михальского. Оба поняли, что продолжают любить друг друга.
Оба считали свой союз предрешенным. «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках», — сказал Булгаков. Она отвечала смеясь: «Конечно, конечно…» Он был серьезен и попросил поклясться. Она поклялась.
«Дорогой Евгений Александрович, я виделся с Еленой Сергеевной… Мы любим друг друга так же, как любили раньше. И мы хотим пожениться», — писал Булгаков Шиловскому. «Отпусти меня!..» — взывала к мужу Елена. От такого напора полководец капитулировал, но пожелал остаться с женой добрыми друзьями. 3 октября 1932 года их брак был расторгнут, и уже на следующий день пара «обвенчалась в загсе».
Весьма болезненным и тяжелым был «раздел» детей: старший остался с отцом, а младший Сережа — с матерью. Михаил Афанасьевич полюбил его как родного. Жена военачальника уходила к бедняку, не имеющему даже своей квартиры, и бывший муж счел своим долгом помогать ей и сыну.
Потомственный дворянин Евгений Шиловский позднее женился на дочери Алексея Толстого и стал прототипом Вадима Рощина в его романе «Хождение по мукам».
Жена, муза, агент
В Москве кипели нешуточные страсти. Бомонд судачил о генеральше, которая прибрала к рукам талантливого писателя — возможно, будущую знаменитость. Между тем в газетах затевали травлю: «Сокрушим булгаковщину на культурном фронте!» Агентура НКВД следила за каждым шагом опального писателя.
Как ни странно, жизнь постепенно менялась к лучшему. Булгаковы получили отдельную квартиру, а Михаил Афанасьевич получил место режиссера МХАТа — об этом немыслимо было и мечтать!
Елена была настоящей королевой — уверенная в себе, шикарная, неувядающая. Невиданные в Москве флаконы «Гэрлен» и «Шанель», шубы и дорогие наряды, обувь от Барковского, приемы в американском посольстве… Она окружила мужа атмосферой счастья и достатка. Красивый дом, со вкусом сервированный стол, изысканная кухня, домработницы. Гости терялись в догадках: откуда все это? «Славьте очаг», — повторялось у Булгакова во многих письмах. Жена создала любимому дом, и жизнь перестала казаться ему кошмаром.
Невзирая на мрачное время, их дом был полон жизни, радости и веселья. Там всегда царил праздник, приходили гости: Ахматова, Немирович-Данченко, Станиславский, Ильф и Петров. Булгаков читал им «Жизнь господина де Мольера», «Кабалу святош», «Последние дни». Когда появились первые главы «Мастера и Маргариты», в квартире Булгаковых недоставало места, чтоб разместить всех желавших узнать историю необыкновенной любви.
То был счастливейший отрезок их жизни. «…Если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! — писала в своем дневнике Елена. — Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая…».
А он веселил ее, сочиняя смешные записочки, которые подсовывал в любимые книги и рукоделие. Ее «работа женой» на самом деле была не из легких. Булгаков творил, а всем остальным занималась его муза — писала под диктовку, вдохновляла, помогала, утешала. Елена Сергеевна всю себя посвятила мужу и его работе. Она писала под его диктовку, перепечатывала рукописи на машинке, редактировала их, составляла договоры с театрами, вела переговоры с нужными людьми, занималась корреспонденцией. Великой её заслугой является сохранение булгаковского архива: многие рукописи, хранившиеся в единственном экземпляре, она успела перепечатать. Благодаря её невероятной энергии, после смерти Булгакова смогли увидеть свет многие до того неизданные его произведения, главным из которых является, конечно, роман «Мастер и Маргарита».
Кстати, эта удивительная женщина была в числе немногих друзей, кто помог вконец обнищавшему и голодавшему Осипу Мандельштаму, когда тот уезжал с женой в воронежскую ссылку.
Между тем ей самой было отпущено только восемь лет счастливой супружеской жизни. Булгаков болел и прогноз был неутешителен. Писатель страдал гипертонией. Невыносимые головные боли и прежде терзали его. Теперь же они не оставляли его ни днём, ни ночью. Когда его состоянеи было уже совсем тяжелым, она дала ему клятву издать «Мастера и Маргариту». Тогда это обещание казалось невыполнимым.
…Булгаков скончался 10 марта 1940 года, как и предсказывал, на руках у жены.
Для его вдовы начались трудные времена. Она продавала вещи, подрабатывала машинисткой, переводами с французского и хранила бесценный булгаковский архив. А в 1966 году случилось невероятное — роман «Мастер и Маргарита» удалось напечатать в журнале «Москва».
Многие считали, что в Елене Сергеевне было то же мистическое начало, что и в «ведьме» Маргарите. Она ощущала присутствие чего-то потустороннего. Говорят, она ездила на могилу мужа, разговаривала с ним и получала ответы на свои вопросы и прогнозы, которые на удивление часто сбывались.
Маргарита пережила своего Мастера на долгих 30 лет. 18 июля 1970 года её не стало. Она похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с Михаилом Афанасьевичем.
После её смерти было много разговоров о тотальной слежке за домом Булгакова, о доносчиках и осведомителях и о самой Елене Булгаковой, якобы имевшей «особое задание».
Существует догадка о ее связи со спецслужбами: донесения в НКВД она составляла при участии, а может быть, и под диктовку самого Михаила Афанасьевича. Согласно этой версии, Елена Сергеевна была двойным агентом: Лубянки и собственного мужа. Со стороны опального писателя было весьма логично иметь «своего агента влияния» в недрах спецслужб. Высший пилотаж для любой контрразведки! Но это только догадки. Секретная папка Булгакова и по сей день под семью замками.
Где тут правда, где вымысел — с мистификаторами разберутся будущие исследователи. А что касается дня сегодняшнего, то в Риге, на улице Элизабетес, всем желающим показывают дом Маргариты, в котором родилась и жила легендарная Елена Нюренберг.