Ню
НЮ (фр. — обнажённый) — художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела. В большинстве случаев авторы воспевают красоту женского тела.
КРАСОТА ТЕЛА — естественная красота, совершенство формы. В отличие от красоты души, нравственного понятия, красота тела поддается описанию, эстетическому анализу, антропометрии.
Древнеримский писатель Элиан (конец II — начало III в.) рассказывает о том, что греки в священной роще близ Дельф на высокой колонне воздвигли статую гетеры Фрины из позолоченной бронзы. Они сочли естественным в древнем святилище прославлять красоту тела. Древнегреческие юноши — эфебы — должны были каждые десять дней показываться обнаженными эфорам (выборной коллегии наставников), а те оценивали их успехи по тому, как выглядят их тела.
В античности красота тела и души считались понятиями почти тождественными. В поздней античной и раннехристианской эстетике «стройность формы» (лат. formositas) сближалась с «venustas» (лат., изящество, прелесть, достоинство). С развитием эстетических учений в христианскую эпоху эти понятия стали разделяться.
Однако было замечено, что низшие существа — растения, цветы, насекомые, — красивые внешне — окраской, фактурой, бедны внутренним содержанием. И напротив, многие высшие животные, например обезьяны, разнообразны по психическим состояниям, но безобразны внешним видом.
«Очевидно, в животном царстве красота еще не есть достигнутая цель, органические формы существуют здесь не ради одного своего видимого совершенства, а служат также… для развития наиболее интенсивных проявлений жизненности, пока наконец эти проявления… не входят в меру человеческого организма, где наибольшая сила и полнота внутренних жизненных состояний соединяется с наисовершеннейшею видимою формой в прекрасном женском теле, этом высшем синтезе животной и растительной красоты».
Красота тела человека выше, но, вместе с тем, встречается реже красоты в неодушевленной природе. Развитие человека демонстрирует его «несложение», формальную незавершенность. Вот почему в жизни так много безобразных тел и лиц.
Академическое искусство разрешило эту проблему просто: идеализацией формы «la antique» (франц., «под антики»). Но вместе с идеализацией пропадают индивидуальность образов, этнические черты эстетического идеала, эротическое начало в изображении ню.
По определению П. Валери, красота — завершенная в себе форма, поэтому мы не можем ей «наслаждаться сполна». Красота тела — это формальное выражение развития, превращения, движения, жизненности.
ДорифорВ идеале мужской обнаженной фигуры, наилучшим образом воплощенном в статуях Поликлета — Дорифоре и Диадумене (сер. V в. до н. э.), телесная красота выражена качествами архитектоничности — ясностью, четкостью границ, членений, «заходов форм» — «замков» и «зон покоя». Эти качества зрительно выражают функцию уравновешенности, готовности к усилию, потенциального напряжения наподобие сжатой пружины.
Красота женского тела отражает те же закономерности, но не в качествах архитектоники, а в пластике — зрительной связности, текучести, плавности переходов одной части формы в другую. Нежные округлости, выпуклости, углубления, смягчение переходов, плавность связующих линий подчас настолько снимают границы между прекрасным телом в жизни и его изображением на картине, в статуе, что возникает ощущение всепроникающей, вселенской красоты.
Полагается, что жанр ню в изобразительном искусстве зародился в эпоху Возрождения. Первые изображения были ограничены рамками мифологических, аллегорических, исторических и бытовых образов. Джорджоне, Тициан, Корреджо и другие художники этой эпохи воплощали в своём творчестве идеальные представления о женской красоте, при этом часто добавляя философско-поэтические оттенки.
Для стиля барокко были характерны уже более пышные формы, а также жизненная прелесть юной цветущей красоты. Произведения в этом стиле говорят о чувственном, полнокровном восприятии мира. Одним из самых заметных представителей ню в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс.
В XVIII веке ню появляется уже в образах рококо. В картинах появляются утонченно-грациозные, кокетливые, проникнутые чувственностью образы (Франсуа Буше).
В начале XIX века некоторые художники пытались вернуть классические каноны красоты («Источник», 1856 г.), но уже в середине века ряд живописцев использовал ню для создания слащавых, эклектических произведений. Вскоре, благодаря творчеству Эдуарда Мане, жанр теряет мифические ассоциации, приобретая современный характер («Олимпия», 1863 г.). Но в XX веке в живописи жанр ню постепенно начал исчерпывать себя, поэтому живописцы активно занялись поисками новых художественных средств выражения.