90 лет Олегу Стриженову
Биография актера, который кометой ворвался на кинематографический небосвод в середине 50-х, которого боготворили в 60-е и 70-е, не забывали в 80-е и лихие 90-е. И сейчас его помнят настоящие ценители киноискусства, чьи роли навсегда вошли в сокровищницу отечественного кино. Олег Стриженов родился в семье офицера Красной Армии, который прошел горнило гражданской войны, имея в своем послужном списке боевые награды. Там он в начале 20-х познакомился со своей будущей женой и мамой Олега — Ксенией. Интересный факт — она в то время была женой его непосредственного начальника. Но весь этот «треугольник» разрешился на удивление цивилизованно — развод был дан, поскольку «красный командир» оказался порядочным и понимающим человеком.
Так соединили свои судьбы в единый клубок его родители. У них родились два сына: Глеб, а чуть позже Олег. Таким образом, в семье было три сына (Ксения после развода забрала с собой маленького Бориса). В середине 30-х годов их семья перебирается в столицу, где их и застала война. Олег вместе с матерью и Глебом остались в Москве, старший брат Борис с отцом ушли на фронт. Борис геройски погиб под Сталинградом. Ушел добровольцем на передовую и Глеб, «добавив» в свою метрику недостающие годы для отправки на фронт. Но первый бой оказался и последним — тяжелая контузия, и после продолжительного лечения его комиссовали.
Олег в те годы учился в средней образовательной школе. Был он весьма прилежным и одаренным учеником. Педагоги уже тогда подметили его творческую разноплановость. Он прекрасно читал прозу, стихи, отлично рисовал. Уже тогда живописи Олег уделял больше времени, с упоением постигая тонкости ремесла. В то время он был уверен, что в будущем станет профессиональным художником. Становление актера В 1949 году брат Глеб, который в свою очередь мечтал об актерской карьере, уговорил и Олега пойти тем же путем. После некоторых раздумий и колебаний он подал документы в знаменитую «Щуку» при Театре имени Вахтангова. Абитуриент вступительные испытания прошел успешно и стал студентом. Студенческая сцена дала возможность Стриженову испытать себя в разноплановых ролях. Это и Ромео в шекспировской трагедии, Самозванец в «Борисе Годунове», Жадов в «Доходном месте» и масса других ролей, больших и не очень. После окончания училища, а это был 1953 год, Стриженов получил распределение в Театр русской драмы в эстонской столице Таллинне. Первая роль — и сразу главная, Незнамов в драме А. Островского «Без вины виноватые». Спектакль имел оглушительный успех у публики. И главной причиной тому стал исполнитель главной роли — Олег Стриженов. Таллиннские театралы, мечтавшие постоянно видеть на своей сцене самобытных творческих личностей, сразу же признали в нем восходящую звезду. Может быть, их ожидания и оправдались бы, и Олега Стриженова ждала блестящая театральная карьера, но в один момент все изменилось, и тому причиной стало — его величество Кино.
Олег Стриженов в кино В 1952 году был запущен проект по экранизации романа Э. Войнич «Овод». Для главной роли бесстрашного Артура требовался красивый молодой человек из числа дебютантов, ранее не замеченных в кино. Режиссер А. Файнциммер дал установку своим помощникам, чтобы найти такого кандидата. Один из помощников побывал в Москве в Училище имени Щукина на спектакле по трагедии Шекспира, где роль Ромео исполнял Олег Стриженов. И исполнил ее так, что тот, взяв его фотографию, тут же отвез ее Файнциммеру. Тот в свою очередь остался равнодушным, глядя на красивого молодого человека. Должного впечатления на режиссера он не оказал. Но съемки «Овода» в том году так и не смогли начаться из-за некоторых организационных вопросов. Они были отодвинуты на следующий год, к тому Стриженов уже был далеко от столицы, он блистал в Таллинне. Но и здесь вмешался случай. Уже другой помощник А. Файнциммера, пребывая в эстонской столице, посетил постановку «Без вины виноватые». Исполненная роль Стриженовым настолько произвела на него впечатление, что уехал он в Ленинград с полной уверенностью, что нашел исполнителя роли Артура. Услышав знакомую фамилию, Файнциммер решился вызвать молодого актера на пробы.
i
Стриженов приехал в Ленинград в начале 1954 года. Он скептически был настроен по поводу предстоящих кинопроб, поскольку его оппонентами на эту роль было много известных актеров, такие как Ю. Панич, С. Бондарчук. Многие, познакомившись здесь с ним, не могли представить его в качестве несгибаемого и бесстрашного Артура, и посчитали, что его кандидатура отсеется одной из первых. Но вопреки этому, произошло невероятное. Стриженов на пробах был исключительно собран, смог показать многое из своего накопленного актерского арсенала. Файнциммер был полностью доволен. Пробы были сразу остановлены и Олега Стриженова утвердили на главную роль. Сразу же начались съемки кинокартины, которую ждал ошеломляющий успех, а наш герой вмиг стал знаменитым. Этот кинодебют совпал еще с одним важным событием в его жизни. Здесь же на съемках он влюбился в исполнительницу роли Джеммы. Ее звали Марианна, которая вскоре стала его женой. Этот брак ознаменовался рождением дочери Натальи. После роли Овода посыпались предложения от других советских кинорежиссеров. Он отлично справляется с главной ролью в экранизации Джека Лондона «Мексиканец». Фильм получил хороший прием у зрителей. Одновременно с этим фильмом он в 1955 году снимался еще в одном знаковом отечественном фильме — в «Сорок первом» у Григория Чухрая. Эта роль также приносит заслуженную славу. Фильм, вышедший в прокат осенью 1956 года, имел огромный успех у зрителей, а также был отмечен призом на Каннском кинофестивале. Популярность Олега Стриженова резко пошла в гору и в конце 50-х он становится одним из самых востребованных актеров советского кино. Многие критики того времени называли его не иначе как «советским Жераром Филипом». Француз, исполнитель роли Фанфана-Тюльпана, тогда был идолом мирового экрана. И хотя в этом сравнении и можно отыскать внешнюю и внутреннюю схожесть со знаменитым французом, но Стриженов оставался собой — русским актером с бесконечно русским характером и менталитетом.
Летом 1958 года Стриженову в картине «В твоих руках жизнь» была доверена роль капитана саперов Дудина, в мирное время ликвидирующих последствия страшной войны. После «книжных» героев она стала его первой ролью нашего современника. Он сыграл так здорово, что даже действующие военные отметили в фильме правдивость близкого им образа офицера. В 60-е годы он активно снимается в кино. Это и классика: «Дуэль», «Три сестры», и роль современника — космонавта в фильме «Перекличка», и роли реальных личностей — роль П. И. Чайковского в картине «Третья молодость». Возвращение в театр В 1967 году он после продолжительного перерыва возвращается к театральным подмосткам, его приглашают в труппу МХАТ, где в 1964 году была им сыграна роль Тятина в постановке «Егор Булычев и другие». Его ждали новые сценические роли: Треплева в трагедии «Чайке», Мортимера в шиллеровской «Марии Стюарт» и другие. Это возвращение и личную жизнь изменила в корне. Здесь он встретил свою вторую жену Любовь, которая подарила ему сына Александра. 1969 год ознаменовался присвоением О. Стриженову звания народного артиста РСФСР.
Начало 70-х годов было многообещающим для Стриженова как актера, но все же назвать их удачными с точки зрения творчества — едва ли можно. Его не всегда радовали предложения на роль, отсюда и не раскрытый до конца актерский потенциал. Самые заметные роли этого периода: князь Волконский — в картине В. Мотыля «Звезда пленительного счастья», советский разведчик — в «Земля, до востребования» В. Дормана, Дульчин — в кинофильме П. Тодоровского «Последняя жертва». На съемках последнего фильма Стриженов встретил новую любовь, актрису Лионеллу Пырьеву — до 1968 года бывшую жену И. Пырьева. Нельзя не отметить отдельно некоторые фильмы, а их, безусловно, наберется довольно много, в которых в разные годы раскрылся разноплановый талант актера. Это такие кинокартины, как: — «Его звали Роберт», режиссерская работа Ильи Ольшвангера, получившего в 1969 году премию «Золотой шар» и диплом на миланском кинофестивале фантастических фильмов. Стриженов здесь сыграл две роли: молодого ученого, создателя биохимической модели человека и самого Робота, точной копии своего «родителя». Эта комедия прекрасно была принята зрителями, и в нынешнее время она смотрится с большим интересом; - мелодрама «Неподсуден» режиссеров Краснопольского и Ускова предстала в виде классического любовного треугольника, где партнерами Олега Стриженова (роль Егорова) стали Людмила Максакова и Леонид Куравлев.
В ранней молодости Егоров был предан и оклеветан своим бывшим товарищем Сорокиным, после чего его оставляет любимая женщина Надя. Проходит 18 лет. Она вышла замуж за Сорокина, у нее есть сын. И волей случая они однажды становятся пассажирами самолета, капитаном которого является Егоров. Этот фильм собирал полные залы, о нем до хрипоты спорили, переживали, он стал одним из лидеров проката 1970 года, ведь его посмотрело близко 44 млн. зрителей. В том же году Олег Стриженов был признан лучшим актером года по версии популярного журнала «Советский экран»; - приключенческий фильм «Приступить к ликвидации» по роману мастера детективного жанра Э. Хруцкого, где Стриженов сыграл руководителя опергруппы МУРа, проводившей операцию весной 1945 года на территории Западной Белоруссии по ликвидации банды Болеслава Крука, бывшего пособника нацистов. Фильм получил хорошую оценку и у кинокритиков, и у зрителей (прокат — 24 млн. зрителей). Олег Стриженов сейчас Актерская активность Стриженова продолжилась до середины 80-х годов. Можно вспомнить несколько наиболее удачных фильмов: упомянутая выше картина «Приступить к ликвидации», «Юность Петра», ее продолжение «В начале славных дел». Затем в период конца 80-х и начала 90-х, когда актер был занят в нескольких работах, которые ему ни популярности, ни удовлетворения не добавили. Незадолго до распада Союза, в 1988 году ему присвоено было звание народного артиста СССР. На сегодня актер фактически перестал сниматься. Все свободное время он отдает себя живописи. И, несмотря на достаточно преклонный возраст, Стриженов остается до конца творческой личностью, даже когда пишет картины маслом — поблажек себе не позволяет, таким он был всегда.