Место для рекламы

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов

«Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты»

/С. Маковский/

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов-известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма.

Родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове, в семье бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.

Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Мальчик очень любил его и гордился им настолько, что его имя — Борис — взял приставкой к родовой фамилии Мусатов. В результате этого мир знает художника, имя которого — Борисов-Мусатов.

Родители безумно любили своего сына. Когда ему исполнилось 3 года, случилась трагедия. Резвый, подвижный мальчик повредил себе спину, упав со скамейки. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Родители болезненно переживали постигшее несчастье. Они сделали все от них зависящее, чтобы добиться излечения сына. Но ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь.

В результате травмы у него стал расти горб. Но Виктор оставался, общительным, трогательным и сердечным. Любил мечтать, побродить в одиночестве.

В шесть лет увлекся рисованием. Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней,"Окно"(находится в Государственной Третьяковской Галерее).

В шестнадцать лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния, а затем в Петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Академию и возвращается в Москву, в училище, где его преподавателем стал В. Поленов, разглядевший в своем ученике талант живописца.

Дама в качалке (эскиз к неосуществленной картине «Maternite»), 1897, Государственная Третьяковская галерея, МоскваКак и многие молодые художники тех лет, Борисов-Мусатов решил продолжить свое образование в Париже, в студии Ф. Кормона, где особенно внимательно изучал импрессионизм и символизм. Стал близок художникам «Мира искусства».

В 1895 году Борисов-Мусатов путешествует по Крыму и Кавказу, вступает в Союз русских художников.

Вернувшись на Родину, встречает свою будущую жену художницу Елену Владимировну Александрову, которая стала для Мусатова не просто женой, но и его другом, соратником, музой. С 1898 года жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой. Его сестра Елена вспоминала:

Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин.

Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).

С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

Художник усердно работает, в год создавал по 6−9 законченных полотен. Но его картины приходятся по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана»… Но многочисленные мучительные операции на позвоночнике не могли не сказаться на здоровье. К болезни позвоночника добавились болезнь почек, сердца.

26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было всего 35 лет. Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на высоком берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника так внезапно оборвется. Борисова-Мусатова похоронили на том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика — подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить…

Опубликовал    06 авг 2019
2 комментария

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ДА ВИНЧИ И ДАЛИ

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 мая 2019

Тайны, скрытые под слоем краски известных картин

Современные технические средства действительно творят чудеса. Так, например, сегодня мы можем заглянуть под слои краски известных полотен, чтобы увидеть скрытые там изображения. Благодаря рентгеновским исследованиям удалось разгадать много тайн знаменитых картин. Некоторые писались на старых полотнах из экономии, а некоторые переписывались по многу раз в процессе творческих поисков. Отдельные полотна же были изменены позднее, и только благодаря у…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  21 июл 2019