Рене Магритт «Замок в Пиренеях»
Картина не называется Воздушный замок! А почему она должна так называться, ведь воздушные замки это что-то эфемерное, невозможное к реализации, из области несбыточной мечты и тщетных надежд. А перед нами воплощение огромной тяжести, массивности, каменный замок-астероид. Повесить его над морем и убрать, следовательно, всю массивность мог только сюрреалист. Ведь сюрреализм, он над, под, сверху, сбоку… где угодно, только не сама реальность! Хорошо, пусть даже сам Магритт сказал, что сюрреализм — это реальность, освобождённая от банального смысла. Играть словами и я умею и много чего могу сказать… вот только рисовать не умею. А Рене Магритт в 1959 году решил повесить землю ни на чём и нарисовал свой Le Chteau des Pyrnes — Замок в Пиренеях. Очень возможно, что другой художник Джеймс Кэмерон, но через 50 лет, наполнит обратно смыслом существование невесомых каменных обиталищ
Кадр из фильма Джеймса Кэмерона «Аватар» 2009 года производства. Множество воздушных островов, составляющих сюрреалистичный пейзаж планеты Пандоры, уже не кажутся безумной фантазией и становятся доступными для восприятия массовому зрителю.
Картина «Замок в Пиренеях» относится к позднему периоду творчества Рене Магритта (1898—1967), проще говоря, произведение создано взрослым и опытным художником. Хотя, как известно, Магритт никогда не отличался ребячеством и напускной экстравагантностью. Мне лично было бы интересно узнать, что может символизировать так высоко забравшийся замок и почему Пиренеи. Однако и мысль, что шестидесятилетний Магритт просто поймал красивый образ и просто дал ему имя, меня тоже греет. Короче, слово за Магриттом, слово, которое, мне, к сожалению, на русском языке найти не удалось, то есть я не нашёл историю этой картины, рассказанную самим Магриттом.
Рене Магритт давал названия своим картинам так, «что они не дают поместить их в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство». На современном жаргоне это называют разрывом шаблона. На сайте Капля света уже была статья, посвящённая магриттовским названиям картин — Демотиваторы Рене Магритта. В этом же 1959 году Магритт пишет ещё одну картину «Стеклянный ключ», где снова ниспровергает самоё качество камня — инертность, грубость и безжизненность
Стеклянный ключ хранится в Хьюстоне (США) в музее Менила (в честь коллекционера искусств Доминика де Мениля, подарившего родному городу своё собрание). Здесь хранится большое количество работ сюрреалистов вообще. Сюжет Стеклянного ключа у меня вполне ассоциируется с Хьюстоном (штат Техас): космические одиссеи от Голливуда напоминают о себе. Хьюстон у вас проблемы? Нет — у нас Стеклянный ключ.
А вот картина «Замок в Пиренеях» находится в коллекции Брюссельского музея Рене Магритта (Muse Magritte), открывшего свой занавес для посетителей в 2009 году: