АДАЖИО АЛЬБИНОНИ. ТАЙНА ГЕНИАЛЬНОЙ МУЗЫКИ — КТО ЖЕ АВТОР…
Адажио Альбинони, названное в честь Томазо Альбинони, прекрасно,
можно слушать бесконечно. Удивляетесь, что музыка, известная всем как
Адажио Альбинони, я называю — названная в его честь. Эта интересная
история, споры о которой не затихают и сегодня. Так и непонятно,
Ремо Джазотто написал Адажио, или действительно каким-то образом
восстановил музыку Альбинони.
Без сомнения, хотелось бы узнать настоящего автора, но в принципе,
не все ли равно кто написал эти чарующие звуки, используемые в
разных жанрах искусства. Благодаря этому произведению
Томазо Альбинони вновь заинтересовались.
Альбинони Томазо, итальянский композитор 17−18 веков, скрипач.
О его жизни известны лишь отдельные факты. Имя Альбинони до
недавнего времени было практически забыто. Даже в 3-м издании
Большой советской энциклопедии об Альбинони нет ни строчки.
Хотя он — автор свыше 50 опер, в том числе «Гризельда» (1703),
«Покинутая Дидона» (1725), «Артамена» (1740); балетов,
трио-сонат в духе позднего барокко, скрипичных сонат и др.
Воскресло же оно в связи с интересным случаем.
В 1945 г. итальянский музыковед Ремо Джадзотто, роясь в руинах
разрушенной во время бомбардировки дрезденской библиотеки,
обнаружил фрагмент рукописи Альбинони объемом в 6 тактов.
По-видимому, это был набросок средней части какой-нибудь сонаты.
Альбинони часто недописывал какой-то фрагмент,
чтобы вернуться к нему позднее.
Джадзотто и создал из этих 6 тактов знаменитый хит «Адажио»,
исполняемое струнным оркестром в сопровождении органа. На самом
деле это романтичное, эмоционально взвинченное произведение
чуждо музыкальному языку Альбинони, как считают исследователи.
Однако, начиная с издания этого всемирно популярного чудо-хита,
об Альбинони вспомнили, его произведения стали издаваться и
записываться, и любители музыки вдруг обнаружили, что перед
ними — гениальный композитор.
Вот так венецианский композитор эпохи барокко Томазо Джованни
Альбинони (1671 — 1751 гг.) прославился на весь мир произведением,
которого не сочинил.
В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор
Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с
Фолькером Шютцем опубликовал фрагменты писем из Саксонской
земельной библиотеки, в которых утверждается, что такой музыкальный
фрагмент из наследия Альбинони в собрании библиотеки отсутствует
и никогда в нём обнаружен не был, так что сочинение в целом является
безусловной мистификацией Ремо Джадзотто.
Некоторые говорят, что «Адажио», несомненно, «подделка Джадзотто»
и никаких фрагментов произведений Альбинони никогда не было.
«Подделка» — слишком громкое утверждение. Сам Ремо Джадзотто
никогда, собственно, и не утверждал, что произведение принадлежит
Альбинони — лишь то, что его «Адажио» — реконструкция на
основании найденных фрагментов, общей продолжительностью
всего-то шесть (!) тактов.
Да и первоначальное название произведения звучало так:
«Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе
двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони».
То ли стремление Джадзотто выдать желаемое за действительное
(вероятно, фрагменты произведения он все-таки нашел), или он верил,
что фрагменты принадлежали Альбинони (судя по последующим
исследованиям, маловероятно). Возможно, стечение обстоятельств,
сыграло с ним злую шутку. Может быть и что-то другое…
Популярность самого Джадзотто имеет довольно сомнительный характер,
зато его произведение стало известным во всем мире под авторством
Альбинони, снискав заодно немалую популярность и самому Альбинони.
Профессор истории музыки Ремо Джадзотто (1910 — 1998 гг.) унес с собой
в могилу тайну создания произведения композитора, перед которым
преклонялся. А может быть Джадзотто сам автор этой музыки?
Только боялся признаться — никто не поверит же…
Так это или нет… Пусть разбираются специалисты.
Нам важна сама музыка! А она такова, что существует огромное количество переложений, аранжировок, интерпретаций этого поразительного шедевра,
как оркестровых, так и вокальных.
Сколько исполнителей потом записало эту мелодию, не счесть.
И сколько самостоятельных песен было создано на ее основе…
В настоящее время много пишут о лечебном, умиротворяющем
действии музыки мастеров эпохи барокко. Наиболее подходящим
примером этому являются Альбинони и Бах.