Для меня музыка гор — это Enigma. Эта музыка, ступенчата, подобно горе к которой направлен Путь. Начало пути рождается григорианским распевом, который суть озвученная молитва, с вплетением тончайших ньюансов ритма, это музыкальное дыхание с паузами разной величины между разделами молитвословной формы сопровождает начало пути… Mmx (The Social Song) и Sadeness. Но мы идем дальше-вверх, и на подъеме контраст вокала с шепотом этнических мотивов, в котором уже чувствуется привкус внеземного звучания потерянной легенды. (альбом Enigma «MCMXC a.D."и композиция Seven Lives.)
Уже пройдена «точка невозврата», но земное стреножит ноги тяжестью поклажи, начинается преодоление… Mea Culpa. и здесь — в этом преодолении — суть победы Духа над разумом. Все это действие, все это движение к цели, воспринимается мной, как участие в обряде, сродни посвящению, в котором лейтмотивом звучит древнейшая по своему происхождению евхаристическая молитва — анафора.
А вершина — это приз дошедшим, это гимн Sanctus, как одна из древнейших частей божественной литургии, это пение серафимов, связующих воедино время и пространство, далекое прошлое, и неизвестное будущее, примиряя его с настоящим, оно проходит сквозь все стихии и возвращает частицу малого в общий мир. Вершина- это, а постериори растворения в Любви…
Этот гипнотизм, эта этника II века, сплетенная с флейтой и латынью, этот холод и страсть сильного вокала в преодолении путником земного ради небесного, это смешение стилей и направлений, подобно гармонии импрессионизма, союз Востока с католическим западом — это восхождение духа растворенного в музыке Enigma.