Место для рекламы

Иероним Босх и инопланетяне

Картины Босха — сплошной символизм, а потому являются настоящей находкой для желающих разгадывать загадки. Вот к примеру несколько расшифровок его творчества: стрелы — это зло, лестница — познание, перевернутая воронка — символ обмана и мошенничества. Сова во все времена и у всех народов обозначала мудрость. Но у Босха совы на полотнах выглядят как будто бы больными. Таким образом художник пытался показать зрителю человеческую глупость и отсутствие духовности.
Не ангел и не демон

И дед, и отец, и два его дяди были художниками, а потому неудивительно, что Иеронимус ван Акен (настоящее имя Иеронима Босха) тоже стал живописцем. Для этого ему даже не пришлось обучаться живописи на стороне — семейная мастерская, где исполнялись заказы на стенные росписи и изготовление церковной утвари, стала Акену отличной школой.

Незадолго до смерти отца мастерская перешла к Иерониму, а удачная женитьба Босха на богатой наследнице (а также ранняя и довольно загадочная ее смерть) обеспечили художнику безбедное существование и возможность творить так, как ему вздумается.

И вот тут начинается самая настоящая чертовщина. Поскольку Иероним Босх занимал к тому времени видное положение в своем родном городке Хертогенбосе, его творения (а занимался он в основном росписью храмов и изготовлением церковных триптихов) не подвергались критике. Но как могла пропустить церковь, скажем, такую, сотворенную Босхом соборную фреску: толпа верующих протягивает руки к небесам; оттуда, окруженный зеленоватым светом, к ней спускается ослепительно-белый шар. А в центре шара изображен… святой? ангел? Ничего подобного! Это совершено загадочная, мало похожая на человека (да и на святого тоже) фигура, полностью лишенная одежды. Многие из современных исследователей считают, что живший в XV веке мастер изобразил на фреске… прибытие на Землю инопланетян!

Сверху вниз на Иисуса

Триптих «Поклонение волхвов». Все живописцы, бравшиеся за этот сюжет, писали эту сцену «снизу» — с точки зрения молящегося. Только Босх позволил себе взглянуть на младенца Иисуса сверху — и это тоже сошло ему с рук.

В «церковных» произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями. Но везде присутствуют жуткие, совершенно невообразимые лица, которые можно встретить лишь в аду, как думали его современники, либо на других планетах, как считают некоторые исследователи нашего времени.

А американская исследовательница творчества Босха Линда Харрис считает, что многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно отображают современные нам картины войн и катаклизмов.

Есть предположение, что живопись Босха совершенно естественно вытекает из окружения, в котором жил и работал художник. Дело в том, что в то время в Нидерландах появилось множество откровенно еретических с точки зрения «официальной» религии сект и движений — некоторые из них серьезно увлекались черной магией, астрологией и алхимией.

Куда он делся?

Художник жил очень замкнуто и не стремился к славе — из десятков своих произведений он подписал своим именем только семь. Никто не может с уверенностью сказать, как Босх выглядел — дошедшие до нас портреты живописца вызывают у специалистов определенные сомнения. А после смерти художника количество загадок, окружавших его имя, только увеличилось.

Иероним Босх умер в 1516 году в родном Хертогенбосе, в возрасте 66 лет, и был торжественно, при большом скоплении народа, похоронен в часовне церкви святого Иоанна. Но когда в 1977 году могилу вскрыли, то оказалось, что она… пуста! Руководивший раскопками историк Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что на могиле Босха лежал странный надгробный камень, не похожий на гранит или мрамор. Когда частицу этого камня положили под микроскоп, то она начала светиться, а температура ее поверхности вдруг возросла на три с лишним градуса.

Прослышав об этих странностях, церковь немедленно запретила раскопки, и тайна смерти художника, как и его произведений, так и осталась нераскрытой.

Опубликовал    11 июл 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ДА ВИНЧИ И ДАЛИ

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 мая 2019

ХУДОЖНИК КУЗЬМА ПЕТРОВ-ВОДКИН И ОДНА ФРАНЦУЖЕНКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Кузьма Петров-Водкин — художник удивительной судьбы, преисполненной невероятными поворотами и зигзагами, считается самой культовой фигурой в истории российской живописи начала прошлого века. И кто бы мог подумать, что рожденный в бедной семье сапожника провинциального городка своим незаурядным талантом и неуемным трудолюбием достигнет таких высот, о которых другим и не мечталось. Да и к тому же испытает невероятную любовь к францужен…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  15 мая 2019