Место для рекламы

Доктор Геббельс: Глашатай Дьявола

На его выступления собирались толпы людей. Его речи воздействовали на миллионы немцев. Ему верили даже тогда, когда он говорил заведомую ложь. В своей пропагандистской войне он остался победителем и поэтому немцы, продолжали сражаться, даже тогда, когда Берлин был окружен войсками. Он сделал свое дело и удалился со сцены, в его планы не входила встреча с союзниками в Нюрнберге…

Доктор Йозеф Геббельс — один из самых известных пропагандистов двадцатого столетия. Министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха. На протяжении долгих двенадцати лет именно его ведомство решало, какие передовицы появятся на первых полосах газет, какие песни прозвучат в радио-эфире, какие фильмы выйдут на экраны кинотеатров и каков будет репертуар на театральных подмостках.

Во многом благодаря министерству пропаганды немцы продолжали сражаться на Восточном фронте до самого конца, когда исход войны был очевиден всем и каждому. Многие немцы, не имевшие возможности бежать в тыл, кончали жизнь самоубийством, предварительно убив жен и детей. И сам Геббельс и его супруга тоже покончили с собой, отравив перед этим шестерых своих детей.

Будущий рейхсминистр родился 28 октября 1897 года в городке Рейдт в Рейнланде в семье набожного бухгалтера. Отец мечтал о том, что юный Йозеф станет католическим священником, но его сын мечтал о карьере писателя и драматурга. При финансовой поддержке католического «Общества Альберта Магнуса» прослушал курс гуманитарных дисциплин почти во всех крупных университетах Германии.

21 апреля 1922 года после защиты диссертации «Вильгельм фон Шютц как драматург. К вопросу об истории драмы романтической школы» получил степень доктора философии Гейдельбергского университета. Первая мировая не прервала изучение Геббельсом истории драмы романтической школы — студента-гуманитария призвали негодным к строевой службе из врожденного дефекта — колченогости (одна нога была у него короче другой).

Карьера драматурга, о которой он мечтал, не задалась — написанную им пьесу «Странник» («Der Wanderer») никто не хотел ставить. Не получилось из Геббельса и писателя — роман «Михаэль», повествующий о трагической судьбе Германии, не вызвал интереса у издателей.

Роман был закончен в 1924 году, а опубликовать его удалось лишь пять лет спустя, когда Геббельс был уже известным политиком, журналистом, депутатом Рейхстага. До 1924 года Геббельсу приходилось зарабатывать на жизнь, трудясь скромным банковским клерком.

В 1923 году после Пивного путча (9 ноября 1923 г.) — попытки захватить власть в Баварии, вся Германия узнала о существовании Национал-Социалистической Германской Рабочей Партии во главе с Адольфом Гитлером.

Судебный процесс над самим собой Гитлер использовал для того, чтобы рассказать всей стране о себе, своей партии и своих взглядах. И Геббельс решил, что эта партия (официально запрещенная после суда) ему подходит. К 1924 году отделение НСДАП появилось и родном городе Геббельса и он не замедлил вступить в эту партию (партийный билет № 8762).

В нацистской партии в то время было сильное левое крыло — часть нацистов во главе с Грегором Штрассером слишком серьезно воспринимали слово «социалистический» в названии НСДАП. К этому радикально социалистическому крылу и примкнул несостоявшийся писатель и драматург. И Штрассер доверил молодому человеку редакторский пост в своей газете «НС-Бриф».

Тем временем, в декабре 1924 года, не просидев и года из пятилетнего срока, к которому его приговорили, на свободу вышел Адольф Гитлер. К социализму он относился более чем прохладно и в партии разгорелась между его сторонниками и последователями Штрассера.

В ходе этой полемики радикально настроенный Геббельс дошел до требований исключить «буржуа Гитлера» из партийных рядов. Но в 1926 году после личной встречи с фюрером Геббельс безоговорочно перешел на его сторону. Тон статей Геббельса резко сменился — его статьи превратились в настоящие хвалебные оды вождю. И Гитлер по достоинству оценил этот поток славословия — в октябре все того же 1926-го назначил своего нового поклонника гауляйтером (главой партийной ячейки) в Берлин.

Сложно сказать, обрадовала ли Геббельса такая честь — Берлин с его обширными рабочими кварталами традиционно был «красным» городом. Партийная ячейка НСДАП в столице насчитывала всего тысячу человек и почти все они были сторонниками Штрассера. А партийный бюджет состоял из одних долгов.

Геббельс провел решительную чистку партийных рядов, изгнав из партии почти тысячу человек. Но за счет новых сторонников численность нацистов в Берлине неуклонно росла. Геббельс организовывал митинги и драки с коммунистами. Впоследствии об этом периоде своей политической карьеры он написал книгу «Борьба за Берлин» (Kampf um Berlin, 1934).

Растущую популярность нацистов и их берлинского вожака по достоинству оценили власти Берлина — 5 мая 1927 года нацистская партия и отряды СА в Берлине попали под запрет, а самому Геббельсу запретили любые публичные выступления в городе.

Впрочем, запрет не мешает Геббельсу заниматься издательской деятельностью — он выпускает еженедельник «Ангриф». Поднятая им кампания протестов на страницах прессы приводит к отставке начальника берлинской криминальной полиции еврея Вайсса.

В том же 1927 году один из подчиненных Геббельса — штурмфюрер (командир роты) СА, начинающий поэт по имени Хорст Вессель положил на мелодию старинной немецкой песни «Der Abenteurer» («Искатель приключений») свои слова, про стиснутые ряды, в которых незримо стоят павшие герои.

Получилась бодрая строевая песня, которую охотно исполняли и штурмовики и … коммунисты. Только в оригинале у Весселя маршировали штурмовики, а коммунисты меняли СА на Рот-Фронт (Союз Красных Фронтовиков — военизированные подразделения Коммунистической Партии Германии, главные противники штурмовиков в уличных стычках).

Возможно эта песня, так и осталась бы местным берлинским хитом, про который сейчас никто и не вспомнил бы, но благодаря Геббельсу хотя бы название этой песни известно всему миру. В 1930 году ее автор сам пополнил «сомкнутые ряды павших героев», будучи застреленным коммунистом и Геббельс превратил юношу по имени Хорст Вессель в символ борьбы и мученичества, а написанная им песня стала официальным партийным гимном.

В 1932 году он использовал в таких же пропагандистских целях смерть Герберта Норкуса, подростка из Гитлерюгенда. Сразу после прихода нацистов к власти, летом 1933 года, киноконцерн UFA оперативно выпустит два фильма, посвященные этим героям — «Ганс Вестмар — один из многих» и «Квекс из Гитлерюгенда».

Но вернемся к «борьбе за Берлин». Запрет нацистской партии не продержался и года — 31 мая 1928 года он был снят. И уже 20 апреля 1928 года Геббельс становится депутатом Рейхстага от города Берлин.

9 января 1929 года к должности гауляйтера Берлина у Геббельса добавляется должность имперский руководитель пропаганды (Reichspropagandaleiter). Одним из «достиженией» Геббельса на этом посту можно назвать то, что в декабре 1930 он добился запрета показа в немецком прокате американской экранизации знаменитого романа Эриха Ремарка «На Западном фронте без перемен».

В 1932 году он убедил Гитлера выдвинуть свою кандидатуру на выборах рейхспрезидента. Гитлер первоначально отказывался. А кроме того, он вообще не мог выставлять свою кандидатуру на какие то ни было выборы — у него не было немецкого гражданства. Гражданства у него не было вообще!

После «Пивного путча», опасаясь депортации на родину, он отказался от австрийского гражданства, а немецкое гражданство предоставлять ему никто не спешил. Но 25 февраля 1932 года министр внутренних дел Брауншвейга назначил фюрера атташе в берлинском представительстве этой земли, а присвоение такой должности означало автоматическое предоставление германского гражданства.

Геббельс возглавил руководство предвыборной кампанией Гитлера и 13 марта фюрер занял второе место с 30,1% голосов (первое досталось Паулю фон Гинденбургу — 49,6% голосов). В 1932 году в Германии выбирали не только главу государства, дважды, с интервалом менее полугода — 4 июня и 6 ноября, проводились выборы в Рейхстаг.

Если на президентских выборах Гитлер занял второе место, то на парламентских нацисты добились большего успеха — 37,8% голосов (230 мест) в июне. В ноябре успехи были уже не столь значительны — нацистам досталось всего 196 депутатских мест. Но к тому времени немцы уже элементарно устали от бесконечных выборов.

Как бы то ни было, по конституции Веймарской республики правительство может формировать та партия (или коалиция партий), которая наберет на выборах в Рейхстаг более 50% голосов. К такому результату нацисты только приблизились летом 32-го.

Но в том же году в конституцию Германии было внесено важное изменение — теперь рейхсканцлера (главу правительства) мог по своему усмотрению назначать рейхспрезидент (глава государства). Что он, собственно говоря и сделал, назначив 30 января 1933 года рейхсканцлером Адольфа Гитлера.

13 марта того же года специально для Геббельса организуется Имперское министерство народного просвещения и пропаганды.

И Геббельс сразу же принялся наводить «новый порядок» культурной жизни Германии. Из библиотек были изъяты книги, проникнутые «негерманским духом». Список вредных книг составил 14 тысяч названий 141 немецкого автора. 10 мая 1933 года многие из этих книг полетели в огромные костры.

Полновластным диктором в области культуры и средств массовой информации он стал не сразу — за контроль над прессой ему пришлось бороться с Максом Аманном, занимавшим должность Имперский руководитель печати и директор Центрального издательства НСДАП «Эхер ферлаг», в дела искусства пытался вмешиваться Альфред Розенгберг, среди должностей которого была и такая как Уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП.

Но властных полномочий у него становится все больше больше — 22 сентября 1933 года им создается Имперская палата культуры, в которую обязаны были вступить все представители творческих профессий. Двумя годами позже к Палате культуры добавляется еще и Имперский сенат культуры (разумеется, тоже во главе с Геббельсом).

14 мая 1934 под контроль Геббельса переходят все театры Германии. Процесс создания фильмов он контролирует еще на стадии написания сценария. Для прессы он выпускает пространные брифинги — инструкции, содержащие обстоятельные указания, как именно освещать те или иные события в жизни Германии и за ее пределами.

О том как Геббельс использовал свое служебное положение знала вся Германия — он часто заводил романы с актрисами театра и кино. Правда, далеко не все принимали его назойливые ухаживания. Например, знаменитая актриса и режиссер Лени Рифеншталь не ответила ему взаимностью.

Но размолвка со всемогущим министром пропаганды никак не сказалась на ее блестящей карьере — среди поклонников ее таланта был сам фюрер. Именно он поручил ей в 1934 году снять фильм о Нюрнбергском партийном съезде.

В своих воспоминаниях она рассказывает о том, что ее немногочисленная съемочная группа столкнулась с открытым противодействием — но стоило пожаловаться Гитлеру, как тот устроил Геббельсу самый настоящий разнос. Фильм «Победа веры», правда, пришлось положить на полку — там было слишком много Эрнста Рема, убитого во время «ночи длинных ножей». Но годом позже Рифеншталь сняла новый фильм про следующий съезд — «Триумф Воли», признанный классикой мировой документалистики.

В 1938 году ведомство Геббельса начало подготовку к скорой неизбежной войне. Генерал Кейтель и Геббельс заключают соглашение, регламентирующее ведение пропаганды в военное время. И в том же году начинается создание войск пропаганды. Формируются роты пропаганды со штатной численностью в 115 человек.

В состав такой роты входили фотографы, художники, кинооператоры, журналисты. При этом все они проходили и военную подготовку. Приветствовалось и наличие военных специальностей — ведь человек, хорошо знающий военную технику не допустит в своем репортаже досадных ошибок. Так что, среди пропагандистов были не только пехотинцы, но и представители всех родов войск В мирное время солдаты-пропагандисты вели работу среди своих сослуживцев.

А в военное время их задачей становилась и работа с противником, для этого этим ротам придавались переводчики и специалисты по странам, которые предстоит покорить. Каждая такая рота предавалась армейскому корпусу.

Именно войска пропаганды делали во время войны знаменитый киножурнал Die Deutsche Wochenschau (Еженедельное немецкое обозрение), появившийся в 1940 году.

До этого в Германии были целых четыре киножурнала — Ufa-Tonwoche, Deulig-Tonwoche, Fox Tnende Wochenschau и Emelka-Tonwoche, оставшиеся еще со времен Веймарской Республики. Но тогда их выпускали разные частные кинокомпании, при Гитлере все они попали под жесткий контроль «Немецкого центра еженедельных новостей при министерстве народного просвещения и пропаганды».

А с началом войны для упрощения производства вместо четырех киножурналов остался один, продолжительностью 45 минут. Его печатали тиражом в 2 тысячи экземпляров и в обязательном порядке показывали перед каждым фильмом. Еще тысяча экземпляров печаталась для иностранных зрителей — киножурнал переводили на 15 европейских языков.

Для одного выпуска требовалось 1200 метров пленки, но создатели эффектных сюжетов выбирали лучшие кадры из десятков тысяч метров, отснятых фронтовыми операторами. Этот киножурнал стал любимым детищем Геббельса.

Тем временем к должностям Геббельса добавилась еще одна — 16 ноября 1942 его означают имперским комиссаром обороны Берлина. До битвы за Берлин еще далеко, но интенсивность налетов союзной авиации на столицу Третьего Рейха растет с каждым днем. А 1 апреля 1943 года становится имперским президентом Берлина.

Провалу переворота 20 июля 1944 года способствовало не только неудачное расположение взрывного устройства в ставке Гитлера, но и решительные действия Геббельса на посту главы Берлина.

18 февраля 1943 года он произносит в берлинском Дворце Спорта свою знаменитую речь о тотальной войне. А 25 июля 1944 года он становится имперским уполномоченным по этой самой тотальной войне — он организует отряды фольксштурма.

Третий Рейх бросает на фронт стариков и подростков — свой последний резерв. Ведомство Геббельса всеми силами создает страшный образ врага — кровожадных дикарей с Востока, которые идут грабить, насиловать и убивать. В 1943 году Геббельс дает пространные, объемом в десятки машинописных страниц, инструкции прессе о том как именно нужно освещать расстрел польских офицеров в Катанском лесу.

В этом деле он контролирует каждую мелочь — весь мир должен ужаснуться жестокости русских варваров (в годы перестройки наша страна взяла вину за этот расстрел на себя, но официального судебного процесса не было и юридически наша вина не доказана).

В октябре 1944 года советские войска несколько дней удерживали немецкий городок Немерсдорф в Восточной Пруссии. 23 октября немцы отбили этот городок и нашли там 11 тел расстрелянных мирных жителей. Стараниями Геббельса этот инцидент превратился в настоящую бойню — число жертв выросло в 6 раз.

Все женщины в Немерсдорфе якобы были изнасилованы, убиты, их обезображенные тела были приколочены гвоздями к дверям сараев. Непрерывная истерика в геббельсовской прессе, действительно, стоила жизни тысячам немецких женщин и детей — при приближении наших войск их убивали мужья и отцы, прежде чем покончить с собой.

Впрочем министерство пропаганды занималось не только запугиванием, оно пыталось и поднять боевой дух защитников рейха. Например, в январе 1945 на экраны немецких кинотеатров выходит масштабная историческая драма «Кольберг», повествующая о героической обороне этого города во время наполеоновских войн. Кольберг тогда выдержал двухлетнюю осаду и не сдался французам.

Бюджет фильма составил астрономическую сумму в 8 миллионов марок, а в роли статистов снялись солдаты, отправленные на съемочную площадку прямо с передовой. Но в январе 45-го никакие исторические кино-драмы на исход войны повлиять не могли (а сам город Кольберг был взят советскими войсками сразу после премьеры фильма).

Приближался закономерный финал — советские войска форсировали Вислу и Одер и приближались к Берлину. Геббельс и его семья остались вместе с Гитлером в бункере под руинами Рейхсканцелярии. 30 апреля Гитлер покончил с собой, оставив Геббельса своим преемником на посту рейхсканцлера.

Главой правительства Германии Геббельс пробыл всего один день. Он попытался договориться с русскими о перемирии, но советское командование рассматривало только один исход переговоров — безоговорочная капитуляция.

1 мая 1945 года Йозеф и Магда Геббельсы отравили цианистым калием всех шестерых своих детей. Потом Геббельс застрелил супругу и застрелился

Многие наработки ведомства Геббельса использовались в пропагандистской борьбе с нашей страной в годы холодной войны и перестройки, используются они и в наши дни. Из его творческого наследия остались невостребованными только многочисленные антисемитские материалы, а из остального многое используется даже без изменений…

Опубликовал    23 июн 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Закрыл ты душу на засов --
Не достучаться,
И гонишь прочь из своих снов…
Одной остаться
Я не боюсь, мне не впервой --
Бывало хуже,
Останусь я сама собой
Тебе ненужной,
Но я не стану изменять
Себе с тобою…
Закрыл ты душу на замок?
А я открою!

Опубликовала  пиктограмма женщиныМилли-Адель  19 мая 2013

Типы мужчин ищущие любовь в сети

«Бизнесмен»

Как распознать?
Совершенно не обязательно, что «Бизнесмен» занимается именно бизнесом. Но почти наверняка, он успешен, неплохо зарабатывает и выглядит вполне презентабельно. Олигархов, правда, на подобных сайтах вы не встретите, но топ-менеджеров крупных фирм и владельцев собственных, пусть и небольших, компаний — вполне возможно. «Что же они тут делают?», — возникает справедливый вопрос. В Интернет их обычно приводит собственная занятость, нежелание знакомится на улице или в каких-…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМарена  21 сен 2013

СКЕПТИК
Счёт открывая или двери,
Заранее в плохое верит.

ПЕССИМИСТ
Справляя праздник и нужду,
От жизни ничего не жду.

ОПТИМИСТ
Лежу в постели или в морге —
От жизни я всегда в восторге.

ВЫСОКОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК
С надменным выражением лица

Опубликовала  пиктограмма женщиныПростоТа  12 июн 2015