Судьба режиссёра: Василий Шукшин
Самый «народный» режиссёр Василий Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края. Его отец был арестован и расстрелян во время коллективизации, и мать одна воспитывала двоих детей. После ареста отца она дала детям свою фамилию, и до момента получения паспорта Василий Шукшин был Василием Поповым. После окончания семилетки будущий режиссёр поступил в автомобильный техникум, но через два года бросил учёбу и пошёл работать в колхоз. Колхозная жизнь его тоже не затянула, и вскоре он отправился «искать себя». Сначала работал слесарем на калужском турбинном заводе, потом на владимирском тракторном, оттуда поехал в подмосковную Щербинку и устроился в ремонтно-восстановительную железнодорожную бригаду.
В 1949 году Шукшина призвали в армию — служить в Военно-Морском флоте. Армия оказала на него неожиданное действие — открыла в нем литературный талант! В свободное время Шукшин начал писать рассказы и читать их сослуживцам. Отслужить до конца ему не удалось — случился приступ язвенной болезни, причём, такой тяжёлый, что врачи сразу списали его на берег. Шукшин вернулся в родные Сростки и экстерном окончил школу. Получив аттестат, начал работать учителем русского языка и литературы в сельской школе, его даже назначили директором! Здесь он тоже проработал недолго…
Мечты молодого парня были совсем другими. Он грезил о ВГИКе. Оставив свою первую возлюбленную на произвол судьбы, в 1954 году Шукшин уезжает в Москву. Чтобы собрать Василия в дорогу и купить билет, иметь подъемные на первое время, матери пришлось продать кормилицу-корову. Сначала Василий подал документы на режиссерский факультет. Известный ныне кинорежиссер и однокурсник Шукшина Александр Митта рассказывал, что в представлении Василия кино делается сообща — артелью, совместно принимая решение, как играть. Но, когда в действительности оказалось, что все подчиняются режиссеру, он и решил стать таковым. На экзамене Михаил Ромм задал ему вопрос о Пьере Безухове. На что получил обескураживающий ответ: «Я „Войну и мир“ не читал: толстая книжка — времени не было». Ромм тогда поинтересовался: «Что же, вы никогда толстых книг не читали?» — «Почему же… одну прочел — „Мартин Иден“. Хорошая книжка». И тут Ромм взорвался: «Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!» — «А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне — на четырех копытах и с хвостом… А то и на собственном горбу… Куда уж тут книжки толстые читать!..» За такой вдохновенный выпад и, безусловно, жизненный опыт Ромм поставил ему «отлично». Так Шукшин стал студентом.
Говорили, что Ромм специально взял к себе двух студентов: один знал слишком много — Андрей Тарковский, а другой знал слишком мало — Василий Шукшин. Сокурсники, кстати, испытывали друг к другу сильную неприязнь…
Приехав на каникулы домой, Шукшин женился на подруге юности — школьной учительнице Марии. Едва выйдя из ЗАГСа, молодожёны так поссорились, что домой пришли по-отдельности. Жена отказалась ехать в Москву, в неустроенный быт и неопределённое будущее, и осталась с родителями ждать возвращения мужа после учёбы. Но вместо этого через два года она получила письмо с просьбой о разводе и признанием, что полюбил другую. Мария давать развод отказалась, и Шукшину пришлось «терять» паспорт, чтобы избавиться от штампа. В то время у режиссёра был роман с дочерью писателя Анатолия Софронова, а вскоре у них родился ребёнок…
Михаил Ромм посоветовал Шукшину отправить свои рассказы в какое-нибудь издательство. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге», а вскоре произошло событие, которое чуть было не стоило Шукшину учёбы и дальнейшей карьеры… На банкете по поводу защиты диплома одного из студентов, он сначала поскандалил с выпускником, потом кем-то из работников ресторана, а в финале подрался с милицией. Из ресторана Шукшина отвезли в милицию и арестовали за хулиганство. Ему грозила тюрьма, и только вмешательство профессора ВГИКа Сергея Герасимова спасло Шукшина от статьи — дело закончилось выговором с занесением в дело.
К моменту выпуска Василий Шукшин уже начал сниматься в кино — сыграл в эпизоде знаменитого фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон», получил главную роль у Марлена Хуциева в фильме «Два Фёдора». В своём дипломном фильме «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин был не только режиссёром, но и сценаристом, и исполнителем главной роли, а действие происходило в алтайской деревне. По такому же принципу потом он потом экранизировал произведения… Их героями всегда были обычные деревенские люди, тяжело работающие, много пережившие и, кто втайне, а кто открыто, насмехавшиеся над интеллигенцией.
Вскоре Василий Шукшин стал известным писателем — его рассказы выходили во многих столичных журналах, а в 1963 году вышла первая книга. В том же году режиссёр снял фильм по своим рассказам — «Живёт такой парень». На главную роль он пригласил однокурсника Леонида Куравлёва, который снимался в его дипломной работе. Чуть позже Шукшин снял его в фильме «Ваш сын и брат», и хотел работать с ним и дальше, но Куравлёв боялся застрять в образе деревенского парня и отказался от сотрудничества. «Я же вижу, материал для него малахольный. Робинзона Крузо, Шелленберга играть хочет… Он уже звезда, выпорхнул Лёня…» — горевал Шукшин, но актёра понял.
Личная жизнь Василия Шукшина всегда была бурной. Во время съёмок фильма «Живёт такой парень» у него был роман с поэтессой Беллой Ахмадулиной — она сыграла в эпизоде фильма. Роман продлился недолго — он хотел отправить её в деревню избавляться от «интеллигентской зауми», она же старалась приобщить сурового сибиряка к своим литературно-поэтическим кругам… Вскоре после окончания съёмок Шукшин съехался с актрисой Лидией Чащиной, игравшей библиотекаря Настю.
Через год режиссёр познакомился с молодой актрисой Лидией Федосеевой и долгое время разрывался между двумя Лидиями. Остался режиссёр с Федосеевой — они прожили десять лет и стали родителями дочерей Марии и Ольги. Всю семью Василия Шукшина можно увидеть в фильме «Печки-лавочки». Комедию о паре колхозников, впервые отправившихся на курорт, Шукшин снимал недалеко от родных Сростков. В свою деревню режиссёр съёмочную группу везти категорически отказался: «Не хочу мозолить глаза землячкам. Пересуды. Корысть людская. Не будь того, в Сростках бы и снимали».
После удачной премьеры «Печек-лавочек» Василий Шукшин хотел запустить в производство фильм о Степане Разине, который пытался «пробить» уже много лет. На «Мосфильме» пообещали дать разрешение, но только после съёмок фильма о советской действительности. Шукшин решил экранизировать свою повесть «Калина красная». Драма о вышедшем из тюрьмы рецидивисте стала самым знаменитым фильмом режиссёра Шукшина, а Егор Прокудин — одной из самых ярких ролей актёра Шукшина. «Калина красная» стала лидером проката 1972 года, а кинокритики до сих пор называют её шедевром. Но мало кто из зрителей увидел то, что хотел сказать Шукшин — он снимал не уголовную драму, а показывал губительность отрыва человека от земли, от деревенских корней.
У Василия Шукшина было мало друзей из киносреды. Одним из них был Владимир Высоцкий, а вторым — Георгий Бурков. С Высоцким режиссёру поработать не удалось, а вот Буркова он снял в «Печках-лавочках» и «Калине красной». Вместе с актёром они мечтали создать новый театр, но планы не сбылись — во время съёмок фильма «Они сражались за Родину», Бурков обнаружил тело друга… Официальная причина смерти Василия Шукшина — инфаркт, но многим это показалось странным, так как проблем с сердцем у 45-летнего режиссёра не было. Георгий Бурков, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Бондарчук и другие знакомые считали, что его могли отравить. Но кто и за что — осталось неизвестным.
Слухи о таинственной смерти Василия Макаровича
Бондарчук предположил, что Шукшина, возможно, отравили. Ведь перед съемками он прошел медосмотр в Кремлевской больнице, и ничего страшного у не нашли. Потом появилась версия, что в каюту, где жил Шукшин, в тот роковой вечер пустили «инфарктный» газ, не оставляющий следов подлинной смерти человека. Лидия Федосеева-Шукшина поведала о мистическом разговоре с мужем на Новодевичьем кладбище.
Когда-то Шукшин с Лидией Федосеевой гуляли здесь в поисках могилы любимого поэта Василия Макаровича — Сергея Есенина. Они не знали тогда, что он похоронен на Ваганьковском. Прогуливаясь, писатель задумчиво произнес: «Хотелось бы лежать здесь. Но ведь не похоронят». У супруги неожиданно вырвались — она и сама не поняла, как — пророческие слова: «Нет, Вася, я похороню». «Ну смотри» — был ответ. Как у меня вырвались такие страшные пророческие слова, не знаю. Видно, Господу нужно было вложить их в мои уста. А могила его находится по аллее с писателями-классиками".
Память о Шукшине
«Памяти Василия Шукшина» — так называется песня Владимира Высоцкого, который восхищался его писательским и актерским талантом.
Имя Шукшина носит Барнаульский драматический театр, педуниверситет, центральная библиотека, Дом литераторов и привокзальная площадь в Бийске, библиотека в Кургане, средняя школа в Сростках. Улица Шукшина есть в Барнауле, Воронеже, Новосибирске, Омске.
Ежегодно с 1976-го в Сростках, на малой родине писателя, проводятся Шукшинские чтения, или дни.
В 1978 году был пущен новый, головной в серии, контейнеровоз-пакетовоз «Василий Шукшин», курсирующий по Дунаю, на Балтике эксплуатируется сухогруз «Василий Шукшин».
25 июля 1989 года, в день 60-летия со дня рождения писателя, в Барнауле был открыт памятник Шукшину.
В 2002-м почитатели Шукшина отремонтировали старый теплоход, на котором умер писатель, и назвали в его честь. В этом же году на территорию главного здания музея В.М. Шукшина в селе Сростки перенесена скульптура писателя, полученная в дар от Художественного фонда СССР в 1985 г. и являвшаяся элементом экспозиции Дома-музея матери В.М. Шукшина М.С. Куксиной.
25 июля 2004 года, в день 75-летия со дня рождения писателя был открыт памятник на горе Пикет (или Поклон-горе-Бикет).
Монетным двором Германии по заказу Алтайского отделения Сбербанка России отчеканена монета для вручения почетным гостям торжеств, посвященных 80-летию со дня рождения Шукшина.
1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трем его известным выпускникам — Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову. В Москве, на улице Бочкова, 5, на доме, где жил писатель, установлена мемориальная доска.
Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу учреждена Шукшинская литературная премия.
Имя Шукшина носит малая планета и ледник на Белухе.
Афоризмы Василия Макаровича
— Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.
— Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.
— Ты счастлив, когда ты смел и прав.
— Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».
— Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.
— К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».
— Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным.
— Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.- Мы не мыслители, у нас зарплата не та!
— И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально — под воровство.
— «Не нам унывать!» — хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.- А дустом пробовали?- Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.
— В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.
— Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени — демагог.
— Все удобное мешает искусству.
— Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали — значит, он и не сказал их.
— Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо — уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.
— Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, — они работали на будущее.
— Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.
— Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.
— Да, стоим перед лицом опасности. Но только — в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.
— Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.
— Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.
— Армию — не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России — все хорошие!
— Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы — живем!
— Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.