Жестокость, или Идущий к самому себе рискует с собой встретиться
«Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента». Карл Юнг
«Жестокость» — криминальная кинодрама режиссёра Владимира Скуйбина по мотивам одноимённого произведения П. Ф. Нилина.
Фильм «Жестокость», на мой взлгяд, очень мощный фильм.
Фабула. В объектив фотоаппарата девочки-тинейджера случайно попадают постельные утехи Зои (Рената Литвинова) с чужим мужем. Юная авантюристка решает шантажировать мужчину, но тот не шантажируется и на всякий случай бросает Зою. Героини сближаются и вынашивают план мести.
На первый взгляд — это простая история для домохозяек с флером фенимизма.
С точки зрения обывателя, фильм о том, как коварные женщины напали на мужика, объединив свои силы. Пусть другие мужики посмотрят этот фильм и делают выводы! С нами шутки плохи.
Но гендерное бунтарство пpиoбpeтaeт кpиминaльныe мacштaбы. Но эта не русский вариант «Тельмы и Луизы». И уж тем более не хичкоковский фильм «Окно во двор».
Есть фильмы, где уже заложены правильные ответы на моральные задачки. Вроде пресловутых мелодрам. Здесь ответов мы не найдем.
Карл Юнг. Автор глубинной психологии. Его формула развития личности — «индивидуализация». В своих трудах использовал термин алхимиков — нигредо. Нигредо как начальный этап психоаналитической работы. Фильм «Жестокость» как раз об этом.
Сюжет — встреча сознательного и бессознательного, потому что попутчицы составляют одно целое. Это встреча с самим собой.
«Идущий к самому себе рискует с самим собой встретиться. Зеркало не льстит, оно верно отображает то лицо, которое мы никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной, за актерской личиной. Зеркало указывает на наше подлинное лицо. Такова проверка мужества на пути вглубь, проба, которой достаточно для большинства, чтобы отшатнуться, так как встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным. Обычно все негативное проецируется на других, на внешний мир. Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача, хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личностное бессознательное» (Карл Юнг «Архетип и символ»).
Фильм — словно иллюстрация нравственных императивов К. Юнга.
Судите сами. «Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе».
«…, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада».
Мир дуален. И все в нем имеет две стороны медали. И персонажи фильма диаметрально противоположные, как статика и динамика. Одна бежит от одиночества, другая — прячется в нем. И каждая из них как айсберг. Но притягивая противоположную видимую часть, возможно увидеть обе части.
В каждом из нас живет ангел и демон. А кто окажется победителем — это вопрос обстоятельств.
13.01.19