Любовная история без единого глагола. Потому что Фет — гений!
Афанасия Фета называют поэтом самых «музыкальных» стихотворений — его строки легко ложатся на музыку и становятся текстами самых нежных романсов.
Наверняка вам знакомы строки
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья…
Замечали ли вы, что в этом стихотворении Фет не использует ни одного глагола?
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Однако это нисколько не мешает видеть нам, слышать, чувствовать изменения художественного мира. Секрет — в отглагольных существительных и очень метких прилагательных.
Более того, поэт задействует разные органы чувств:
— зрение (серебро, свет ночной, тени, милое лицо, дымные тучки, пурпур розы, янтарь, слёзы, заря)
— слух (шёпот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья)
— осязание (дыханье, лобзания, слёзы)
Композиция стихотворения — нарастающие чувства. Сперва умиротворение предутренней природы. Затем мы видим «милое» лицо. И речь не о миловидности девушки, это лицо обожаемо лирическим героем, мы видим отношение героя. Мы понимаем, что это свидание влюбленных.
В финальном четверостишии эмоции накаляются: горизонт розовеет, появляется «отблеск янтаря» — вот-вот взойдет солнце, и возлюбленным придется расстаться! Оттого «лобзания и слезы». И такое нерадушное приветствие зари. Мы чувствуем досаду лирического героя, его отчаяние в финальной строке.
Получается, Фет рассказывает нам целую историю, любовный эпизод.
Без единого глагола.