Место для рекламы

Высоцкий. О песне «Я из дела ушёл»

Пространство сюжета «Я из дела ушел» — сложное и во многом загадочное. Текст оправлен в своеобразную пространственную раму: гора появляется в начале и ближе к финалу (Из-за синей горы понагнало другие дела). Но завершает ряд топографических образов не она, а поле (хрустят колосья под конем). Оно размыкает раму, открывая финал: вертикаль, «ограждающая» территорию сюжета, оборачивается горизонталью в конце. В промежутке действие происходит в доме, но и здесь картина не одномерна: дом, внутреннее пространство текста, также являет нам свои горизонталь и вертикаль. Простоте организации «внешнего», природного пространства противостоит сложность внутреннего пространства дома. Движение вторит пространству: во внешней, природной части сюжета оно горизонтальное (из-за … горы понагнало … дела…, скачу — хрустят колосья под конем), в доме линия движения героя «изломана», как и пространство дома (по… полу иду… поднимаюсь по лестнице и прохожу на чердак).

«Наружнaя» горизонталь-вертикаль подчёркивается и дополняется цветом. Гора — не просто возвышенность, она синяя. Давно замечена особая, «объединяющая» роль синевы в художественном мире Высоцкого. Песня «Я из дела ушёл» даёт ещё один пример подобного предмето-, вернее, мироощущения. Цвет горы — не столько оптический эффект, сколько субъективно-объективная реальность, созданная взглядом художника: гора-возвышенность-круча вбирает в себя небесную синь, замыкая круг, сводя пространства мира в единое целое. Небо, в свою очередь, прочно ассоциируется с бесконечностью — в пространственном смысле, ещё прочнее — во временном. В синеве неба и горы ощущается дыхание вечности.

Цвет одной из горизонталей сюжета очевиден. Колосья мгновенно вызывают в памяти цепочку визуальных образов Высоцкого: поле вдоль реки (чистота поля естественно окрашиваeт его в золото колосьев), жирную-да-ржавую грязь, золото куполов, смешанный злато-красный колер заплат на сбитой перекатами душе.

Другая горизонтальная плоскость — пол в доме — параллель полю не только предметная и пространственно ориентированная, но и цветовая. Хоть окраска пола ни явно, ни вроде бы косвенно не обозначена в тексте, определить её позволяет смысл метафоры «Я по скользкому полу иду, каблуки канифолю».

Строка эта вызывает музыкально-балетные ассоциации. Канифолью натирают волос скрипичного смычка и балетную обувь, чтоб не скользили: смычок — по струне, пуанты — по полу. Это кажется верной житейской параллелью. Однако герой Высоцкого канифолит свою обувь странным образом: не перед действием — ходьбой по скользкому полу, для которого канифоленье, согласно аналогиям («балетной» особенно), в самый раз, — а в процессе ходьбы.

Получается, он идёт и канифолит каблуки одновременно, что делает картину абсурдной. Избавиться от ощущения абсурдности можно только в одном случае: если допустить, что вещество, которым герой натирает обувь, содержится в полу. И в этом допущении нет ничего странного или противоестественного: канифоль — продукт переработки древесной смолы, составная часть древесины. Пол в доме героя — из дерева, с его природным тёплым цветом, в тех же — жёлто-красно-коричневых, «земных" — тонах.

Само появление слова «пол» в тексте ощущается неслучайным; пол в доме фонетически аукается с полем за его пределами: так и хочется прочесть «я по скользкому полю иду». К золоту спелых колосьев и желтизне канифоли добавим ещё одну образную параллель: вытекают из колоса зёрна, эти слёзы несжатых полей. А здесь — канифоль-смола, застывающая на морщинистой коже-коре. Деревья тоже плачут…

«Скользкость» — не природное свойство пола, эта «пленка» — метафора наносного, искусственного, что «отстраняет» человека от истоков. Через скользкую «плёнку"-преграду герой Высоцкого «сцепляет» себя с естественным, добирается до сути.

Требует объяснения и та «странность», что герой канифолит не подошвы, а каблуки.

Вернёмся к «скрипичному» применению канифоли: будучи нанесённой на волосы смычка, она позволяет добиться более качественного звучания, способствует полноценной игре. Наканифоленный смычок соприкасается со струнами скрипки, а в песне «Я из дела ушёл» каблуки, впитавшие от пола канифольную «смазку», — в прямом контакте с пятками героя.

У слушателей-читателей Высоцкого «пятка», «пята», в свою очередь, не могут не вызвать ассоциаций с образами двух других его знаменитых песен. Анализируя метафору «поэты ходят пятками по лезвию ножa «, Л. Томенчук пишет:

«…в основе этого странного образа — босая душа — еще один фразеологизм, «ахиллесова пята» (Ср. «Я при жизни был рослым и стройным…», где развивается тот же образ). И режут в кровь свои босые души — авторская реплика все же не повторяет обвинение персонажа. Да, — с горечью соглашается поэт, отяжеленные страхами души современных поэтов упрятаны в пятки, — но все равно путь поэтов — по лезвию ножа. И есть идущие по этому пути». [6]

В песне «Я при жизни был рослым и стройным» («Памятник») уязвимое место героя, душа-пятка поэта, не только отяжелена страхами, но — в первую очередь — зажата в тисках бездвижности и косности, втиснута в пределы, возможно, не в последнюю очередь им самим сколоченной рамы, скована цементом прижизненной смерти. Из такого памятника герою Высоцкого предстоит вытащить пяту, вырвать ногу со стоном, чтобы почувствовать себя — и остаться — живым. Именно этот смысл получил своё до-воплощение и развитие в метaфорике песни «Я из дела ушёл», в образах Я по скользкому полу иду, каблуки канифолю…

Поверхность, по которой проходит герой, — не лезвие ножа, в кровь режущее босые пятки. Но и здесь жизненно важно — не потерять баланс и ощущение почвы под ногами, удержать достойную человека вертикаль, не встать на четыре конечности.

Чем-то скользким одета планета,
Люди, падая, бьются об лёд, —

поёт Высоцкий в одной из ранних песен [7]. Что-то скользкое, во что одета и эта, казалось бы, такая уютная, ограниченная четырьмя стенами площадка, зрительно выводит этот пол за пределы дома, продлевает-ширит его пространство до планетарных размеров. Кажется, под ногами героя уже и не пол, а сама земля — скользкая, как в «Гололёде» [8]. Но есть и очевидное различие. Тотальной безнадёжности, всеохватности ледовой корки, преобладающему грязно-серому цвету «Гололёда» противостоит в песне «Я из дела ушёл» проступающий сквозь скользкий слой свет деревянного пола, усиленный жёлто-красным, янтарным сиянием канифоли.

Составом, замешенным на горькой слезе, ржавой грязи, крови, сочащейся из порезанных острыми краями камня — и окаменевшего гипса — ступней, огне вечно играющих, переливающихся солнечных бликов, этой смесью, добытой от земли, с самого низа, из жизни, целебной золотой пылью, — натирает герой Высоцкого свои каблуки, — чтобы чище звучали струны души…

Событийная и метафорическая картина относительно короткой песни чрезвычайно динамична. А со строкой:

Подымаюсь по лестнице и прохожу на чердак, —

смысловая и образная концентрация текста возрастает как бы пропорционально восхождению героя; не оставляет ощущение, что и здесь кроются многозначительные аллюзии, переклички с исторической и культурной традицией. Есть в истории одна знаменитая лестница: та, что приснилась ветхозаветному патриарху Иакову в судьбоносную ночь его жизни. Согласно Книге Бытия, с высоты, оттуда, где заканчивались её ступени, спящему был явлен божественный лик, предсказавший будущее — ему и его народу. Как видим, у лестниц из ветхозаветной истории и песни «Я из дела ушёл» общие основные мотивы. Но есть и различия, характерные для художественного самоощущения Высоцкого. Лестница Иакова — видение патриарха, продукт его сна и надмирной воли; роль личности в легендарном сюжете минимальна: человек в нём пассивен, он спит, судьба вершится без него. Герой Высоцкого — сам восходит на свою лестницу, сам взбирается по ней до конца. И ещё: если ветхозаветныe ступени упираются в небо, то у Высоцкого они выводят на чердак. В место, которое ни на небе, ни на земле, — между ними.

Весьма вероятно, что и у этого образа есть прототип-аналог, знакомый всякому читающему русскую поэзию.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Пастернаковский поэт, художник, как и его собрат у Высоцкогo, тоже — над домом, под крышей, между небом и землёй, ловит звуки, всматривается в краски — того и другого, пытаясь извлечь гармонию и услышать голос судьбы, постичь смысл. Они оба — в работe. B точке равноденствия.

Чердак Высоцкого не возвышается в «прекрасном далеке». Он здесь, рядом, он ниже, оттуда слышно, о чём внизу говорят, видно, как за домом седлают коней. Да и крыт он, скорее всего, не изысканной черепицей, — обыкновенным шифером. У героя Высоцкого — другой дом.

Но заключительные строчки пастернаковской «Ночи» его обитатель, несомненно, может отнести и к себе:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.

Опубликовал    09 июн 2019
5 комментариев

Похожие цитаты

Спасибо деду за Победу, за каждый отстоявший дом, за небо чистое, за веру, за то, что мы теперь живем!

Опубликовал(а)  Vera11  03 мая 2011

Маленький домик, Русская печка,
Пол деревянный, Лавка и свечка !
Дочка, Сынулька, Муж работящий,
вот ОНО — СЧАСТЬЕ !!!
Нет его слаще !!!:)

Опубликовала  пиктограмма женщиныАнжелика Кугейко  17 мая 2011

Песенка кота: Я иду по комнате словно чумачечий!!! Потому что я нагадил в тапок человечий! =)

Опубликовала  пиктограмма женщиныnlo2010  19 окт 2011