Корабль-призрак найден. Была ли «Любовь Орлова» в плену у наркомафии?
Останки советского «летучего голландца», похоже, обнаружились на пляже в Калифорнии. Лайф решил вспомнить историю теплохода, взбудоражившего воображение жителей всего земного шара.
Белые пляжи Коронадо близ Сан-Диего — настоящий рай для серферов и миллионеров — сегодня стали настоящим местом паломничества любопытствующих зевак и охотников за сокровищами: после недавнего шторма на берег выбросило остов какого-то ржавого судна. Мировые СМИ тут же запестрели заголовками: нашёлся корабль-призрак «Любовь Орлова» — настоящий «Летучий голландец» XXI века.
…Никто уже не помнит названия того крохотного скалистого островка на севере Канадского Арктического архипелага, где моряки «Любови Орловой» нашли старинный старообрядческий крест.
— Дело в том, что у канадцев очень строгий подход к экологии, и, перед тем как зайти к ним в порт, нужно по пути собрать металлолом, — вспоминал много лет спустя старпом Владимир Карелин, бывший матрос с «Любови Орловой». — Мы зашли к одному из островов, насобирали бочек в одной из бухт, расставили их где только можно на судне…
Вместе с железными бочками на теплоход погрузили и невесть как здесь оказавшийся почерневший от времени крест — видимо, всё, что осталось от безымянного староверского поселения духоборов, бежавших в конце позапрошлого века из России в эти глухие места. Вообще, русские староверы в Канаде не редкость — сегодня в стране проживает более 30 тысяч потомков духоборов, возможно, кто-то из них и забрёл на этот клочок суши, затерянный посреди вечных льдов и холодного океана, оставив там могильный крест.
С этого креста, уверены суеверные моряки, и начались мучения членов экипажа и самого теплохода.
Последний тур «Орловой»
Круизное судно «Любовь Орлова», названное в честь великой советской киноактрисы, было построено на верфях Югославии по советскому заказу в 1976 году. После передачи советскому заказчику «Любовь Орлова» вошла в состав Дальневосточного морского пароходства, и два десятка лет судно работало на внутренних приморских линиях, обслуживая пассажирские маршруты от Владивостока до Преображения. Были и международные рейсы — например, в 1979 году экипаж судна участвовал в гуманитарной экспедиции в Кампучию после свержения Пол Пота, о чём моряки вспоминали с содроганием.
В конце 90-х году стареющую «Любовь Орлову» отдали во фрахт, и два года подряд она возила подержанные иномарки из Японии.
В 1999 году на теплоход нашёлся покупатель — некая компания, зарегистрированная на Мальте. Бизнесменов привлекли ледовый класс и хороший корпус, благодаря чему судно можно было эксплуатировать в северных морях, ходить через Арктику.
В итоге «Любовь Орлова» превратилась в элитный теплоход для туристов, желающих полюбоваться красотами Арктики: на корабле были оборудованы каюты класса люкс — с мягкими двуспальными кроватями, кондиционерами и телевизорами.
Правда, команда на корабле осталась старая, из Приморья, а вот обслуживающий персонал стали набирать в Новороссийске. Конкурс был — десятки человек на место, ведь «Любовь Орлова» сдавалась во фрахт таким американским туристическим компаниям, как Quark Expeditions и Cruise North Expeditions, которые продавали путёвки любителям арктического туризма со всего света.
— Летом судно ходило с туристами в Арктику, а зимой — в Антарктиду, — вспоминал последний капитан теплохода, Александр Похилец. — Каждый тур продолжался 8−12 дней, а в межсезонье мы обязательно вставали на ремонт — за техническим состоянием судна мы тщательно следили, чтобы гарантировать безопасное плавание клиентам.
Из последнего рейса к крайним островам Канадского Арктического архипелага «Любовь Орлова» вернулась в сентябре 2010 года. Зашли в канадский порт Сент-Джонс — нужно было выгрузить пассажиров, пополнить запасы продовольствия, воды, топлива, а затем перейти порт Лас-Пальмас на Канарском архипелаге, чтобы встать в доки на профилактический ремонт.
Но только «Орлова» зашла в Сент-Джонс, как на корабль заявились портовые чиновники с местными полицейскими. Они и объявили морякам, что судно арестовано по иску туркомпании, которая будто бы потеряла деньги из-за какого-то несостоявшегося круиза.
Под арестом
Как только в прессу просочились слухи об аресте «Любови Орловой», встрепенулись и остальные кредиторы. Оказывается, и туркомпания, и владелец судна были по уши в долгах. В конце концов и экипаж, сидевший на арестованном судне, взбунтовался и пригрозил подать в суд с требованием выплатить зарплату. Судовладелец даже лично прилетал в Канаду и обещал морякам, что расплатится с ними, как только найдёт деньги. Но ситуация становилась только хуже.
Когда долг по зарплате достиг 350 тысяч долларов, моряки обратились в ITF — профсоюз моряков, и вскоре на судно был наложен арест уже от имени экипажа.
— Дошло до того, что нам было нечего есть, — жаловался российским дипломатам старпом Владимир Карелин. — Выжить помогли жители Канады, которые снабжали экипаж продуктами — хлебом, водой, едой. Приносили даже тёплую одежду, ведь в Сент-Джонсе очень холодные зимы.
В итоге моряков эвакуировали из Канады на деньги Посольства России — наши дипломаты покупали морякам авиабилеты на родину. Последним, как и подобает по морским законам, покинул корабль капитан Александр Похилец. «Любовь Орлова» перешла в собственность порта.
По воле волн
Более двух лет «Любовь Орлова» простояла у причальной стенки в порту Сент-Джонс. В итоге корабль продали на аукционе на металл за смешные деньги — всего 275 тысяч долларов (хотя первоначально стоимость корабля оценили в 1 миллион 200 тысяч долларов). И все деньги ушли кредиторам.
Новый владелец судна — некто Хусейн Хамауни, один из хозяев ливийской морской компании Neptune International Shipping — решил на буксире перегнать «Любовь Орлову» в Доминиканскую Республику и разрезать судно на металлолом.
И вот 23 января 2013 года американский буксир Sherlyn Hunt и теплоход покинули гавань Сент-Джонса. Но в Доминиканскую Республику они так и не попали.
Как стало известно из объяснений капитана буксира, на следующий день из-за шторма лопнул буксирный трос и корабль начал самостоятельное плавание.
Все попытки команды буксира «поймать» судно не увенчались успехом. Через несколько дней — 27 января — Береговая охрана Канады из-за волнений на море приказала капитану буксира бросить лайнер и вернуться в Сент-Джонс.
Ещё через два дня пришло сообщение от канадской нефтяной компании Husky Energy: сотрудники компании, работавшие на плавучей нефтяной платформе SeaRose FPSO, заметили в море дрейфующее судно, которое никак не реагировало на радиосигналы, призывающие покинуть район нефтедобычи. В конце концов нефтяники решили было лично отправиться на «Любовь Орлову» и посмотреть, что там случилось, но тут корабль каким-то образом сменил курс и прошёл прочь от нефтяной платформы.
С тех пор «Любовь Орлову» считали затонувшей, пока в феврале 2013 года Национальное агентство геопространственной разведки США не обнаружило дрейфующее судно со спутника в 700 км от побережья Ирландии.
Береговая служба Ирландии уже подготовила операцию по высадке на новом «Летучем голландце», но «Любовь Орлова» вновь таинственным образом исчезла со всех радаров. Более трёх месяцев моряки обшаривали акваторию Атлантики с применением спутников, авиации и кораблей, использовали компьютерное моделирование — всё было безрезультатно.
Тогда в дело вступили частники. В Интернете появились целые клубы искателей «Любови Орловой», которые делились новостями и обсуждали разные идеи по поводу дальнейшей судьбы лайнера — от создания музея до создания независимого государства на бесхозном судне. Ну, а предприимчивые люди на волне интереса стали продавать в Интернете сувениры с надписью на разных языках: «Ты видел «Любовь Орлову»?"
Кто угнал «Любовь Орлову»?
Все эксперты в один голос утверждают, что «Любовь Орлова» не могла затонуть: во-первых, это очень крепкое и остойчивое судно, чья конструкция способна выдержать самые сильные морские волны и бури. Во-вторых, на корабле был расположен специальный аварийный радиобуй, который должен был автоматически сработать при затоплении судна. Радиобуй послал бы сигнал, который поймали бы все спутники спасательных служб мира. Раз радиобуй молчит, значит, уверены моряки, «Любовь Орлова» всё ещё на плаву.
Вызывают множество вопросов и обстоятельства исчезновения судна. Почему «Любовь Орлова» двигалась на буксире, когда её двигатели были исправны, — ведь корабль каждый год проходил профилактический ремонт?
Ещё один интересный вопрос: почему судно вообще решили отправить на разборку в Доминиканскую Республику, где просто нет подобных доков? Всемирно известным лидером по разборке кораблей на металлом является Бангладеш, куда гонят старые танкеры и сухогрузы со всего мира. На втором месте — Бахрейн, города Западной Африки, Канарский архипелаг.
Наверное, об этом стоило бы спросить самого судовладельца, но и сам Хусейн Хамауни после исчезновения «Любови Орловой» как в воду канул, а после революции в Ливии прекратила свою деятельность и его компания.
Поэтому, наверное, и неудивительно, что вскоре после исчезновения «Любови Орловой» появились тысячи конспирологических теорий. Одни утверждают, что «Любовь Орлову» банально похитили и что сейчас теплоход уже под новым именем по-прежнему бороздит просторы мирового океана. Другие утверждают, что в исчезновении теплохода замечена мировая наркомафия.
Плавучий картель
В октябре 2011 года боевой корабль Канадской береговой охраны перехватил в бухте Сент-Джонса странный подводный объект — полностью автоматизированную подводную лодку-торпеду. Её корпус, выдерживающий погружение под воду на несколько метров, был сделан из особого пластика — чтобы не засекли радары, внутри был установлен автопилот, который вёл подводный аппарат по показаниям приборов GPS. Когда канадцы разрезали автогеном люк лодки, они ахнули: внутри находилось более 6700 кг кокаина, принадлежавшего мексиканскому наркокартелю Синалоа.
Но если объём контрабандного груза, стоимость которого превышает 180 миллионов долларов, удивил полицейских, то вот пункт назначения автоматизированной подлодки был легко предсказуем: за последние десятилетия портовый город Сент-Джонс превратился в настоящий наркотический хаб Северной Америки, откуда кокаин и героин распространяются в США. Дело в том, что поставки из Мексики сейчас жёстко пресекаются ФБР, зато северная граница с Канадой остаётся практически без прикрытия. Этим и пользуются мексиканские наркокартели, которые сначала доставляют товар в Канаду, а оттуда развозят товар по городам США.
Впрочем, кокаин — это уже немодная тема.
— У кокаина нет будущего, — сказал однажды основатель наркокартеля Синалоа Хоакин Гусман по кличке Эль Чапо. — Новые синтетические наркотики заменяют всё. Эти таблетки гораздо удобнее для пользователя; они работают быстро и не используют атрибуты инъекций или нюхания. Поэтому будущее в этих новых таблетках.
Ещё в прошлом десятилетии позиции традиционных наркотиков были потеснены метамфетаминами, сейчас же вся американская молодёжь предпочитает фентанил, который в 50−100 раз более токсичен, чем морфин. Но для производства подобных таблеток необходимы хорошо подготовленные химики и оборудованная по последнему слову техники лаборатория. Поэтому мексиканские картели постепенно стали переносить центры производства синтетических наркотиков в Канаду.
Как раз для производства новых синтетических наркотиков и предназначался кокаин, упрятанный в багажном отделении робота-подлодки.
Вскоре канадская полиция нашла одну из таких лабораторий, задержав двоих учёных, дело осталось за малым — накрыть организатора транснационального картеля. Но тут удача словно изменила канадским полицейским. По указанным адресам они обнаружили только пустые склады — кто-то вывез всё оборудование и товар в неизвестном направлении…
В итоге организатором транснационального картеля был объявлен некий 30-летний Джимми Курноер, который в 2013 году был приговорен к 27 годам лишения свободы за контрабанду 109 тонн марихуаны в США из Канады. По мнению следствия, именно этот никому не известный молодой человек держал в своих руках все нити преступного мира, сумев договориться и со всеми мафиозными семьями, контролирующими контрабанду наркотиков через американо-канадскую границу. Неудивительно, что после оглашения приговора Курноеру многие посчитали, что он просто взял вину на себя, выгородив настоящего хозяина картеля — Хоакина Гусмана, который в то время сделал Сент-Джонс своей штаб-квартирой.
Однако, считают конспирологи, когда канадская полиция обложила его бизнес со всех сторон, Эль Чапо вновь виртуозно сбежал из-под самого носа полиции, разыграв драму с исчезновением «Любови Орловой» и превращением теплохода в корабль-призрак. Вместе с собой Эль-Чапо увёз и химическое оборудование, превратив круизный лайнер в плавучую лабораторию по производству наркотиков. Согласитесь, это идеальная схема: болтающийся в международных водах корабль-призрак исправно производит «весёлые таблеточки», отправляя готовый товар во все порты на роботах-подлодках.
Кстати, эта гипотеза объясняет и то, каким образом неуправляемая «Любовь Орлова» не только счастливо избежала столкновения с нефтяными вышками, но и, обогнув Канаду с севера, оказалась в Тихом океане и дошла до берегов Калифорнии.
В 2014 году Эль Чапо был арестован в Мексике — власти страны разыскивали его с 2006 года, и в местной полиции были уверены, что босс Синалоа давно сбежал из страны — либо в Европу, где прошли аресты нескольких «генералов» картеля, либо в Колумбию. Но в какой-то момент Эль Чапо словно из-под земли вынырнул в городе Гвадалахара, где он в начале 2000-х уже пытался построить завод по производству метамфетамина. И был тут же задержан полицией.
После ареста Эль Чапо, уверены в спецслужбах Мексики, его подручные дали команду отвести «Любовь Орлову» в открытое море и там взорвать.
Или плавучий бордель?
Однако, после того как новость об обнаружении «Любови Орловой» у берегов Калифорнии прошла по всем СМИ, американские власти поспешили выступить с опровержением. Дескать, этот корпус на самом деле принадлежит плавучему борделю SS Monte Carlo — это бывший нефтяной танкер, который в 1932 году ушлые мафиози переделали в казино и бордель. Во времена сухого закона «Монте-Карло» дрейфовал в нейтральных водах, скрываясь от закона и принимая на борт искателей развлечений, пока в 1937 году он не сгорел и не затонул во время шторма.
Кроме того, при детальном осмотре оказалось, что в конструкции обнаруженного корабля использован не только металл, но и бетон, который применяли американцы до Второй мировой войны для строительства сухогрузов. Казалось бы, всё встало на свои места.
Однако, как выяснилось, на «Орловой» также использовали бетон. В 2008 году судно получило повреждения при столкновении с айсбергами. При ремонте хозяин судна распорядился усилить корпус — и нос корабля укрепили бетоном. И вообще, по словам капитана Александра Похильца, очертания корабля кажутся ему очень знакомыми: тот же размер, вырезы в главной палубе.
Так или иначе, но историю «Любови Орловой» мы, похоже, не узнаем уже никогда. Единственное, что доподлинно известно, что никаких кровожданых крыс-каннибалов, о которых раструбили все мировые таблоиды, в трюмах корабля найти так и не удалось. Если там и были крысы, то давно уже утонули.