"Царь лесных зверей — тигр, царь морских зверей — дракон, царь лесных растений — женьшень." Китайская пословица
Женьшень — корень жизни
Говорят, что корень женьшеня стали использовать еще 3000 лет назад. А появился он на Земле так: как-то молния ударила в ручей. Вода иссякла, и в том месте, куда она угодила, появилось растение, вобравшее в себя силу небесного огня. Поэтому женьшень иногда обозначается китайскими иероглифами «жень-дань-шень», что означает «корень-молния». Дается такой корень в руки только людям с чистым сердцем…
Чаше всего его называют «корень жизни». Корень женьшеня — буквально «человек — корень» (жень — человек, шень — корень). Это название было дано за поразительное сходство корня женьшеня с человеческой фигурой.
Корень женьшеня пользуется огромной славой все исцеляющего средства. И, наверное, ни о каком другом растении в мире не сложено больше легенд и преданий, чем о женьшене. Какие только названия не давались ему на Востоке: «Дар богов», «Чудо природы», «Соль земли», «Дух земли», «Божественная трава», «Стосил» и многие другие. В древних китайских книгах можно найти такое изречение: «Царь лесных зверей — тигр, царь морских зверей — дракон, а царь лесных растений — женьшень».
* * *
Раньше женьшень жил в Китае, и никто не знал о его существовании. Но вот великий пророк Лао-цзы открыл его целебную силу и указал людям его приметы. Женьшень бежал к северу в гористые страны. Ученый Лао Хань-ван (князь старых китайцев) при посредстве других целебных трав открыл его местонахождение. Тогда женьшень скрылся в Уссурийский край (Дун-дашань).
Прошло много веков… И вот три брата — Ван-ганго, Касавон и Лиу-у пришли к берегам Великого океана, искать этот чудодейственный корень. Тут они заблудились и погибли. С тех пор души их бродят по тайге и перекликаются между собой. Каждый женьшенщик, услышав эти стоны и крики, никогда не пойдет в их направлении и непременно свернет в сторону, а если он рискнет туда идти, то ничего не найдет и, наверное, заблудится.
Чтобы спастись от преследования людей, женьшень наплодил множество корней, себе подобных, — «панцуй», как говорят китайцы. Вот почему такой «панцуй», чем ближе он будет к истинному женьшеню, тем больше он похож на человека, тем больше он размерами, крепче в нем сила, и тем дороже он ценится.
* * *
В восточной Маньчжурии, в горах Нанган-Шаня, жили два знаменитых рода — Си-лянь и Лян-серл, вечно враждующих между собою. Представителем рода Си-лянь был знаменитый воин Жень-Шень; он защищал слабых, угнетенных, отличался удивительной храбростью, был справедлив и великодушен. Он унаследовал от своих предков все душевные их богатства. Сон-ши-хо из рода Лян-серл был редкой красоты мужчина, смелый и энергичный. Он сделался хунхузом, собрал толпу разбойников и с ними совершал нападения на соседей. Жень-Шень давно собирался усмирить Сон-ши-хо, но жизненные пути их нигде не встречались. Но вот Сон-ши-хо вздумал сам напасть на Жень-Шеня. Судьба покровительствовала последнему. Сон-ши-хо был взят в плен, закован в цепи и посажен в глубокую яму. Долго томился Сон-ши-хо в заточении и, вероятно, погиб бы, если бы ему на помощь не пришла красавица Ляо, сестра Жень-Шеня. Ляо влюбилась в разбойника, освободила его из ямы и убежала с ним из дома брата. Как только Жень-Шень узнал об этом, он бросился в погоню и скоро догнал его в диком ущелье Сяо-ли-фаня. Услышав за собою погоню, Ляо спряталась в кусты, а Сон-ши-хо приготовился к единоборству. Оба врага вступили в страшный бой. Силен был Сон-ши-хо, но искусен и ловок был Жень-Шень. Он нанес Сон-ши-хо смертельный удар в грудь. В это время Ляо вскрикнула от испуга. Жень-Шень обернулся, и это погубило его. Собрав остаток своих сил, Сон-ши-хо глубоко в горло Жень-Шеня вонзил свой острый меч. И Жень-Шень и Сон-ши-хо оба пали мертвыми. Долго оплакивала красавица Ляо своего возлюбленного и своего брата, плакала она до тех пор, пока не завяла красота ее, и пока она не засохла так же, как засыхает растение; а на том месте, где падали ее горючие слезы, вдруг выросло удивительное растение «женьшень» — источник жизни".
* * *
Когда-то очень давно жил на свете юноша. Был он очень красив, строен, умен и добр, но беден. Чтобы как-то прокормить себя, он собирал в горах травы, делал из них целебные настойки и лечил людей, которые за это кормили и одевали его, а юноше этого и хватало. Но однажды про юношу узнал богатый человек, который давно уже тяжело болел, и никто его не мог вылечить.
Послал он своих людей за юношей, те привели его. «Если вылечишь меня, — сказал ему богач, — сделаю тебя богатым». Взялся юноша за дело, прошло много дней и ночей, и богач стал поправляться. А у этого богача была очень красивая дочь. Ну, известное дело, они полюбили друг друга. Когда богач совсем поправился и встал на ноги, то призвал к себе юношу и говорит ему:
-Хорошее ты дело сделал, вылечил меня от тяжелой болезни, хочу за это отблагодарить тебя. Проси, что хочешь: деньги, одежду — ничего для тебя не пожалею.
-Не надо мне ничего, — отвечал ему юноша, — а отдай мне свою дочь в жены.
Разгневался богач и прогнал своего спасителя прочь. Делать нечего, пошел юноша в горы и там ищет утешения. Но не может забыть красавицу, тоскует по ней. А она тоже все глаза выплакала. Наконец не выдержала, выбрала момент, когда отец был в отлучке, и побежала искать своего возлюбленного. Отец вернулся, видит, дочери нет, сразу понял, в чем дело, и послал за ней в погоню. Конечно, далеко не убежишь, и стали ее догонять. Видит она, что не уйти, и превратилась в птицу. А юноша стал женьшенем. С тех пор они всегда вместе, где птичка эта есть, там и женьшень ищи.
------
У народов Дальнего Востока существует множество легенд о женьшене. Происхождение этих легенд и народных сказаний теряется во тьме веков. Растение это одухотворено и обладает сверхъестественной силой, присущей божеству. Оно может превращаться в любое животное, в человека, в растение и во что угодно. Поэтому найти его может только достойный.
По поверью, корневщику не полагалось носить огнестрельное оружие. Только чистый, непорочный человек, писал В.К. Арсеньев, может найти женьшень: это недоступно для человека, который вел ранее жизнь безнравственную, это недоступно для того, кто причинял людям зло и обиды. В мгновение ока растение исчезнет, корень глубоко уйдет в землю, сопка, где рос женьшень, начнет стонать и колебаться и из зарослей выйдет грозный охранник лесов — тигр.
Другие легенды рассказывают, что женьшень охраняли стаи красных волков.
По поверью нанайцев и удэгейцев: вырыть чужой корень — значит навлечь на себя неотвратимую беду.
-------
Растение, возникшее таким чудесным способом, конечно же, имело сверхъестественные свойства: превращалось в дикого зверя, птицу, камень и даже в человека. Поэтому и обнаружить его трудно. Спасаясь от людей, растение наплодило великое множество себе подобных растений-двойников, которых называют «панцуй». Это не настоящий женьшень, но чем больше корень панцуй напоминает фигуру человека, тем ближе он к подлинному женьшеню и тем он сильнее. Обращают внимание на форму листьев и их количество, на высоту растения и форму стебля. В Китае верили, что только честный человек может найти женьшень. Встретив заветное растение в лесу, сборщик закрывал лицо руками, падал на землю, громко причитая: «Панцуй, не уходи! Я чистый человек, душа моя свободна от грехов, сердце мое открыто и нет у меня худых помышлений». И лишь выждав некоторое время, осторожно открывал глаза в надежде, что женьшень поверил ему. Бытовало также поверье, что ночью, во время своего цветения, растение светится необычайно ярким светом. Если в такую ночь выкопать корень, то он сможет не только излечить больного, но и воскресить мертвого. Однако добыть такой корень трудно, потому что его стерегут дракон и тигр. Лишь очень мужественные и сильные люди могут найти светящийся корень. Таково поверье.
Необыкновенная слава растения породила настоящую «женьшеневую лихорадку» и стала причиной многих трагедий и преступлений. В 1709 г. император Кань Хи ввел абсолютную монополию на сбор женьшеня. Поиски, добыча целебного корня были строго расписаны. Сборщики, получившие специальное разрешение на сбор, отправлялись в тайгу под охраной. Только на опушке леса каждому определяли место поисков и место выхода из тайги. На строго обозначенное время поиска выдавался необходимый запас пищи. Леса Китая, в которых тысячелетиями велся сбор женьшеня, были истощены, поэтому с середины XIX в. самым продуктивным местом добычи корня стал Уссурийский край. Ежегодно около 30 тыс. китайцев отправлялось в тайгу. В. К. Арсеньев писал: «Надо удивляться выносливости и терпению китайцев, в лохмотьях, полуголодные и истощенные, они идут без всяких дорог, целиною. Сколько их погибло от холода и голода, сколько заблудилось и пропало без вести, сколько было растерзано дикими зверями! И все-таки чем больше лишений, чем больше опасностей, чем угрюмей и неприветливей горы, чем глуше тайга и чем больше следов тигров, тем с большим рвением идет искатель-китаец. Он убежден, он верит, что все эти страхи только для того, чтобы напугать человека и отогнать его от места, где растет дорогой панцуй».
Увидев скромный стебелек растения, искатель почтительно опускается на колени и, прочтя заклинания, внимательно изучает само растение и его окружение. Он с величайшей осторожностью разгребает вокруг него старые сопревшие листья и специальной костяной лопаточкой начинает бережно выкапывать его, стараясь не повредить самые тонкие мочки. Особенно внимательно изучается форма корня, так как она в основном определяет ценность находки. «Если божественные силы создали целебный корень по образу и подобию человека, то и форма его должна напоминать человеческую фигуру» — в этом и сейчас убеждены китайские врачи. Молодые растения, имеющие 1—2 листа, не выкапывались, сохранялись на будущее. При этом все вокруг приводилось в прежнее состояние: на место вытоптанной травы подсаживалась свежая, примятая трава поднималась, а само растение «замыкалось», т. е. на высоте 25—30 см стебелек окружался красной веревочкой, концы которой прикреплялись на две деревянные рогульки. Такой «запертый» женьшень никто не смел тронуть. На обратном пути удачливые искатели могли стать жертвой поджидавших их разбойников, хунхузов. На выходе из тайги в установленном месте сборщика ожидали чиновники, которые строго учитывали весь сбор. Только после этого разрешалось идти к императорскому дворцу. При переходе через Великую китайскую стену сборщик платил особую дань за собранные корни. Принимая корни, чиновники снижали плату ему за всевозможные нарушения. К этим нарушениям относились нарушение сроков пребывания в тайге, отклонения от маршрута, повреждения корней и т. п. В итоге сборщик получал за свой труд ничтожную плату. Корни самого высокого качества поступали в распоряжение императора, а менее ценные продавались придворной знати. В конце XIX в. в среднем за сезон добывалось около 4000 корней общей массой около 36 кг. Средняя масса корней составляла 20—40 г. Корни массой 100—200 г считаются большой редкостью. Самый крупный из известных корней был обнаружен в 1905 г. при строительстве железной дороги в Маньчжурии. Масса его равнялась 600 г, а возраст растения, по мнению ученых, был около 200 лет. Этот корень продали за 5 тыс. долларов, что, по мнению маньчжурских купцов, не составляло и половины его стоимости.
«Существовал очень оригинальный способ определения настоящего корня женьшеня от поддельного. Бегунам на семимильное расстояние давали в рот корень женьшеня. Если корень был настоящим — бегун выигрывал, если поддельный — проигрывал. "
В Европу первые сухие корни женьшеня были привезены голландскими купцами в 1610 г. Закупив большую партию корней, они рассчитывали выгодно продать их дома. Но европейцы к тому времени уже научились скептически относиться ко всякого рода всеисцеляющим средствам, которые трудами алхимиков довольно часто появлялись на рынке. К тому же не были точно известны способы использования корня. И почти в течение столетия злополучные корни были объектом злых насмешек. Но на Востоке его популярность продолжала расти. Там он считался самой большой ценностью. Китайские императоры присылали его в подарок французскому королю Людовику XIV. В 1725 г. римский папа получил богатую посылку с корнями. С этого времени и начинает расти слава женьшеня в Европе. Первое письменное сообщение о женьшене здесь сделал Семедо Альваро в 1642 г.
В России о женьшене впервые узнали в 1675 г. из сочинения русского посла в Китае боярина Н. Г. Спафария. Сочинение называлось «Описание первыя части вселенныя, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городы и провинции». В нем Спафарий пишет: «Корений же и трав у них великое множество, а дороже всех и похвальнее есть чинзен., и именуют его так, что всякому человеку он пристоит., и тот корень варят и дают тем, которые слабы от долгой немочи и великую помощь подают».
Тогда же корень был доставлен в Россию. Здесь весьма уважительно отнеслись к этому сообщению и уже при царе Алексее Михайловиче он был высоко оценен. Во всяком случае, когда в 1689 г. русский медик Лаврентий Блюменталь получил запрос из Берлина, он обстоятельно сообщил о способах изготовления и применения корня женьшеня. Но ввиду ограниченности запасов он был известен очень немногим. Когда в начале XX в. китайский богдыхан прислал в дар русскому царю отборные корни, при дворе не стали употреблять их и передали в Ботанический музей Академии наук (Петербург), где их можно видеть и сейчас.
Женьшень настоящий встречался только в Азии. Близкий ему вид женьшень пятилистный произрастал в лесах Северной Америки. В 1718 г. французский миссионер Ляфито, живший среди племени ирокезов в Канаде, сообщил, что индейцы собирают растение, похожее на женьшень, и называют его «нога человека». Причем используют своеобразные способы консервирования и применяют как универсальное лекарственное средство. Впоследствии этот вид женьшеня был обнаружен и в других районах Северной Америки. Началась новая волна «женьшеневой лихорадки». Толпы искателей счастья и богатства устремились в нетронутые леса Нового Света. В первые годы более чем по 200 т этого растения ежегодно собирали в лесах Америки. Во второй половине XIX в. рынки Европы были наводнены североамериканским женьшенем. Неумеренный сбор вскоре привел к истощению запасов и к концу XIX в. из Америки вывозилось не более 50 кг корней ежегодно.
В чем же причина столь необычайной славы растения? Насколько она обоснована? Французский миссионер Жарту в 1714 г. при описании женьшеня ссылается на китайский источник: «Женьшень помогает при всякой слабости, в случае чрезвычайного телесного или душевного утомления или усталости уничтожает и удаляет мокроту и скопление ее, останавливает рвоту и помогает пищеварению, укрепляет грудь и сердечную деятельность, уменьшает одышку, усиливает духовную и телесную деятельность организма, обостряет настроение духа, хорошо помогает против внезапных головокружений в жару, поправляет ослабленное зрение и продолжает и поддерживает жизнь в преклонном возрасте».
Китайские врачи назначали его при разных болезнях, а старым людям — в качестве эликсира для продления жизни. «Исцеляющее действие сказочного растения скажется немедленно и в тех случаях, когда настой его корней отведает человек, уже впавший в предсмертное забытье», — говорится в одной из древних фармакопеи.
Как же оценивает женьшень современная медицина?
Его относят к средствам неспецифического действия, т. е. к средствам, оказывающим влияние на весь организм. Применяют настойку, порошок, пилюли, настой при истощении, хронической усталости, пониженной работоспособности, быстрой утомляемости, анемии, общем ослаблении организма, наступающем при различных хронических заболеваниях (диабете, туберкулезе и др.). Употребляют его и при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Он способен повышать артериальное давление.
Женьшень — многолетнее травянистое реликтовое растение, произраставшее еще в неогене и палеогене, свыше миллиона лет назад, но к настоящему времени сохранившееся лишь в глухой горной тайге. Стебель одиночный, неветвящийся, дудчатый. Количество листьев зависит от возраста растения. Листья располагаются мутовкой, пяти-пальчатосложные, с листочками неравной длины: два нижних листочка короче. Цветки мелкие, зеленоватые, с тонким ароматом, собраны в верхушечное соцветие простой зонтик. Цветки малозаметны, но ярко-красные плоды хорошо выделяются на фоне окружающей зелени. Костянки сочные, чуть сплюснутые с боков, имеют по две косточки. Плоды созревают в августе, тогда же начинается основной заготовительный сезон. Размножается растение исключительно семенами, прорастающими через 20—22 месяца.
Встречается в тайге одиночно или небольшими группами, причем вокруг одного взрослого растения можно видеть несколько молодых. При повреждении верхушечной почки растение способно впадать в спячку, длящуюся иногда по нескольку десятков лет. Встречается очень редко в Уссурийской тайге, на северо-востоке Китая и Кореи. В этих странах запасов дикорастущего женьшеня практически нет. Ежегодный сбор дикорастущих корней здесь не превышает 3—4 кг. Растение введено в культуру. Впервые это произошло в Корее около 1000 лет назад. В окрестностях города Кэсона есть плантация, которой более шести веков. В Китае женьшень возделывали с XVII в., в Японии — с XIX в., в США — с середины XIX в. В России первая плантация была заложена в 1910 г. Корея до сих пор является основным поставщиком культурного женьшеня на мировой рынок.
Изучением химического состава растения занимались ученые разных стран, но до сих пор здесь остается много неясного. Из корней женьшеня выделены тритерпеновые гликозиды, названные панаксозидами. Относят их к сапонинам. Кроме того, найдены эфирные масла и жирные масла, витамины, микроэлементы, полисахариды и другие вещества. Предположительно, действие оказывает весь комплекс веществ, содержащихся в корне.