*
Всем известно, что человек появился в Африке, но долгое время считалось, что вышел он оттуда миллион лет назад.
А недавно выяснилось, что нет.
Впервые человек вышел из Африки 1,8 млн лет назад и направился, умничка, прямиком в Грузию.
Где и осел в очень красивом месте — в Дманиси.
Росточком он был совсем небольшой — до 1,5 м.
Пропорции тела уже человеческие, если от шеи и вниз.
А мозг прямо-таки скромных размеров — от 500 до 700 с небольшим кубических см, т. е. в два раза меньше, чем у нас (1300−1350).
И рожа страшная.
Лба нет, надбровья как каминная полка.
Ученые думали, что, может, эти представители рода homo вышли из Африки, следуя за стадами животных, но нет — в их пещере нашли 17 тысяч костей, принадлежащих тогдашней грузинской фауне.
Значит, жрали местных.
Поддерживали отечественного производителя.
Зачем тогда поперлись, чего им дома не сиделось? — пришли со своим маленьким слабым мозгом, попали на непривычную смену сезонов, холодно, а огня у людей ещё нет, речи — нет,
до появления одежды тоже глаза вылупишь,
инструменты простейшие
— галька, разбитая так, чтобы получился острый режущий край.
И самое примитивное рубило: камень с острым концом, которым они колотили по костям, чтобы добыть костный мозг.
Но вот как-то жили, делали орудия изо всего без разбору, болели всем подряд, конкурировали с хищниками, кидались в них камнями, хищники их драли до отметин на костях,
а люди охотились, кое-как плодились, ели корешки и кору, собирали грецкие орехи.
!!! Мое любимое: один из найденных черепов полностью беззубый. Головешка насквозь больного старика.
Или бабки.
Тогда жили меньше, но на наши деньги черепу было лет восемьдесят, когда он все же отдал богу душу.
Альвеолярные отверстия, т. е. дырки в челюсти от выпавших зубов, заросли костью.
Это значит, что старик несколько лет прожил без зубов.
О нем, видимо, заботились, кормили.
У животных такого нет и быть не может: зубы выпали — все, давай, до свидания.
А люди — ещё совсем звероподобные — кормили, т. е. у них уже хватало мозгов на планирование:
все мясо не сжираем, надо немного бабке оставить.
* Англоязычные антропологи считают, что это начало периода, который они назвали grandmothering.
Это когда популяция по эмоциональным причинам начинает сохранять бесполезных вроде бы стариков, и вдруг выясняется,
что старики могут приглядывать за детенышами
(и детёнышей выживает все больше).
Старики могут учить.
Показывать.
Оберегать.
Передавать знания.
А ещё мне вот что дорого в этой истории.
Дманиси — это древний город, расположенный на Великом шелковом пути. И там копали вообще-то средневековую церковь.
В конце застоя, в 1982 году археологи находят там челюсть носорога, жившего, на минуточку, 1,8 млн лет назад.
через год — находят каменное орудие, то ли рубило, то ли эту самую гальку-чоппер.
Удивляются, с новым азартом продолжают рыть землю.
это ж не лопатой, а скребочками потихонечку.
И вот представьте — тысяча девятьсот девяносто, блин, первый год.
все там были, знаем, что это такое.
Упорные грузины копают.
Питаясь, видимо, святым духом.
!!! Я слушала лекцию этого профессора Давида Лордкипанидзе, он, конечно, ничего не сказал о том, чего им стоило продолжать раскопки.
Зато он, сияя тогдашней радостью, рассказал, как они нашли наконец челюсть и обалдели, потому что по всем признакам челюсть
принадлежала человеку примитивному, хомо хабилису или хомо эргастеру, которых никто никогда не подозревал в том, что они могли покинуть пределы Африки.
Вот это имело для него значение.
Профессор мчится на конгресс антропологов, и там у зубров палеоантропологии отваливаются челюсти: ну, не может быть такой находки в 6000 км от Африки.
А вот она.
А профессору тогда, в 1991, 26 лет.
Я представляю себе чувства его, к примеру, мамы: мир летит в тар-тарары, продуктов нет, света нет, того гляди война, а этот оболтус, выучили на свою голову, упорно ищет какие-то старые кости.
И в итоге он находит пять черепов, один из них — в идеальной сохранности, целый, такого не бывает.
И ещё десять тысяч костных останков.
Плюс орудия. Плюс кости животных.
Теперь эти черепа, перевернувшие взгляд на историю человечества, находятся в музее, профессор Лордкипанидзе там — директор, на раскопках работает интернациональная команда, несколько институтов изучают останки.