Место для рекламы

КАРТОЧНЫЙ ДОМИК ЗИНАИДЫ СЕРЕБРЯКОВОЙ

Впервые о ней заговорили в 1910-м — именно тогда посетители выставки Союза русских художников, проходившей в Петербурге, увидели автопортрет «За туалетом» — невероятно нежный, пленявший своей необычайной естественностью. И что удивительно, оказавшись среди грандов отечественной живописи — Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля, — Зинаида Серебрякова не только не потерялась, она произвела настоящий фурор. «Автопортрет Серебряковой несомненно самая приятная, самая радостная вещь… — восторженно писал Александр Бенуа. — Здесь полная непосредственность и простота: что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное… Особенно мило в этом портрете то, что в нем нет никакого „демонизма“, ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью… Есть что-то ребяческое в этом боковом взгляде „лесной нимфы“, что-то игривое, веселое… И как самое лицо, так и все в этой картине юно и свежо…»

Скупой на похвалы Валентин Серов также отметил, что «Автопортрет» — «очень милая, свежая вещь». Более того, настоятельно рекомендовал руководству Третьяковской галереи приобрести картину. Вслед за мэтром критики принялись на все лады расхваливать двадцатипятилетнюю художницу, обнаруживая в ее работах «волнение, радостное, глубокое и сердечное, которое все создает в искусстве и которым только и можно истинно чувствовать и любить мир и жизнь». Серебрякову приглашали в галереи и на вернисажи, однако Зинаида, в одночасье вдруг ставшая звездой, сбежала из суетного Петербурга в любимое имение Нескучное неподалеку от Харькова, в дом, где прошли ее детские годы.

Родившись в 1884 году, она с ранних лет была окружена атмосферой, наполненной искусством. Отец Евгений Лансере — знаменитый скульптор, мать Екатерина — дочь архитектора Николая Бенуа и сестра известных художников Альберта и Александра. Будучи довольно замкнутой, девочка все свободное время проводила за рисованием и по окончании гимназии поступила в студию, организованную в Петербурге княгиней Марией Тенишевой.

В 1905 году она вышла замуж за кузена Бориса Серебрякова. Несмотря на то что близкородственные браки не одобрялись церковью, все же нашелся священник, согласившийся за взятку в триста рублей обвенчать влюбленных. Вскоре молодые отправились в Париж, там Зинаида некоторое время училась в Академии де ла Гранд Шомьер и познакомилась с новейшими течениями в живописи. Вернувшись из Франции, Серебряковы поселились в Нескучном, там родились их дети — Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина. В Петербург супруги перебирались лишь на зиму.

В 1910-е годы, после громкого успеха автопортрета «За туалетом», появилась целая серия работ, считающихся лучшими творениями Серебряковой. Среди них «Купальщица» и «Баня», на которых женская нагота изображена на редкость целомудренно, «Беление холста», где будничный деревенский труд превращен в ритуальное действо.

В революцию мир Зинаиды стремительно рушится: те самые крестьяне, герои многих ее картин, разграбили Нескучное. Она с детьми чудом успела сбежать в Харьков. Художница оказалась в крайне тяжелом положении, а муж, служивший в то время в Сибири, не мог ничем помочь… Они встретились лишь в начале 1919-го: буквально на несколько дней Борис вырвался в Харьков. В марте того же года по пути домой из командировки он заразился тифом и скончался на руках у жены.

«Всегда казалось, — писала Зинаида в отчаянии подруге, — что быть любимой и быть влюбленной — это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства».

Дядюшка Александр Бенуа поспособствовал ее переезду в Петроград, помог с работой и жильем. И хотя на фоне царившего авангарда неоклассическая живопись Серебряковой казалась неактуальной и слишком реалистичной, иногда все же удавалось получать заказы. «Зикино счастье, что она портретистка, — замечала мать, — находятся желающие дамочки иметь свой портрет и платят по двести тысяч…» Еще недавно такие деньги считались целым состоянием, но в начале двадцатых на них можно было купить лишь еду. «Живем по-прежнему каким-то чудом, так как фантастические миллионы, которые теперь стоит жизнь, все растут и растут», — сетовала Зинаида. Разглядывая работы тех лет, сложно поверить, что они созданы художницей, испытывающей крайнюю нужду: настолько легкие и светлые портреты писала тогда Серебрякова. А ведь порой ее семья ела только картофельные очистки…

Переломное событие в жизни произошло в1924 году: в Америке открылась масштабная выставка русского искусства. В экспозицию включили четырнадцать работ Серебряковой, две были проданы. Судьба одной из них — «Спящая девочка на красном одеяле» — долго оставалась неизвестной. Лишь летом 2015 года картина появилась на торгах Sotheby’s, став самой дорогой работой художницы — ее цена взлетела с пятисот тысяч до трех миллионов восьмидесяти тысяч фунтов стерлингов.

Окрыленная успехом за океаном, Зинаида отправилась в Париж — там предложили расписать большое декоративное панно. Во французской столице она надеялась устроить персональную выставку и получить больше заказов. Чудом собрав необходимые документы, в августе 1924-го, надеясь вскоре вернуться, она оставила детей матери и покинула Россию. Как оказалось, навсегда. «Мне было двенадцать, когда мать уезжала в Париж, — вспоминала много лет спустя дочь Татьяна. — Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью…» Во Францию позже удалось переправить только Шуру и Катю.

Увы, и в Париже ее творчество не пользовалось спросом — мир искусства стремительно менялся, чуть ли не каждый день появлялись новые имена и направления, работы русской эмигрантки считали уже «вчерашним днем». «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают и палец о палец не ударяют», — сетовал Константин Сомов.

И все же Зинаиде удавалось иногда показывать свои работы, причем не только во Франции. В 1928 году ее картины экспонировались в Бельгии на выставке «Старое и новое русское искусство», которую посетил Альберт I. Дочь Серебряковой Екатерина, незадолго до этого переехавшая к матери, вспоминала: «Среди сопровождавших… был барон Броуэр, который увидел, что король остановился перед мамиными работами, и решил заказать ей портреты своей семьи. У него большие имения в Марокко, и он предложил, что отправит ее туда рисовать, оплатит ей дорогу. Мама должна была отдать ему все работы, которые он выберет».

Несмотря на то что картины, написанные в Марокко, зрители и критики встретили весьма благосклонно (Серебрякову даже стали называть «мастером европейского значения» и «одной из самых замечательных русских художниц эпохи»), настоящий успех по-прежнему обходил ее стороной: в моде было совсем другое, далекое от реализма искусство.

«Вспоминаю свои надежды, „планы“ молодости — сколько хотелось сделать, сколько было задумано, и так ничего из этого не вышло — сломалась жизнь в самом расцвете», — писала она матери.

Вероятно, и на закате дней Зинаиду не покидало ощущение, что жизнь рассыпалась как карточный домик, который пытались построить дети на одной из ее знаменитых картин.
self-portrait-with-daughters-1921.jpg!Large (401×600, 45Kb)
Автопортрет с дочерьми

Она умерла в сентябре 1967-го в Париже. За два года до кончины Серебряковой в СССР впервые за многие годы состоялась выставка, организованная стараниями старшей дочери и прошедшая с огромным успехом в Москве, Ленинграде и Киеве.

Опубликовал    17 мая 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминан…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  23 окт 2018

Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»

Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Что изображено здесь? Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Также на картине можно увидеть — и узнать — царя Петра Первого. Российскому зрителю, вероятно, известен эпизод из отечественной истории, когда московские стрелецкие полки, пользуясь пребыванием государя за границей, восстали. Но что толкнуло их к…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  26 апр 2019

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ДА ВИНЧИ И ДАЛИ

Острый ум, талант и безграничная фантазия сделали этого человека бессмертным — имя Сальвадора Дали, великого спасителя наших тленных душ, пронеслось сквозь десятки лет, не покрывшись пылью забвения и забытия.

Очень часто, за его манерностью и само пиаром, многие не замечали искрометный гений, который в равной степени проявился как в живописном таланте, так и в его умении превращать все самое скучное и обыденное в маленький театр имени Сальвадора Дали.

Картина,…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныалоис  02 мая 2019