Не только римские, но и везде.
Гладиаторские бои принято ассоциировать с Древним Римом. Однако мало кто знает, что такое милое развлечение, как бои на боевом оружии, часто — насмерть, на потеху повелителю или толпе, существовало и в некоторых других регионах, с Римом практически никак не связанных.
Например, в Индии. Причем сравнительно недавно — в средневековой Индии, эпохи Великих Моголов.
Информация по индийским гладиаторам крайне скудна. Основной (и почти единственный) источник на эту тему — трактат «Айн-и-Акбари», в котором описывается жизнь при дворе императора Акбара. Сам император был мусульманином, но большинство его подданных, исключая верхушку могольской знати — индуистами или буддистами…
Индийских гладиаторов называли шамширбаз — от слова «шамшир», обозначающем разновидность сабли. К сожалению, мне не удалось обнаружить сведений, уточняющих, кто именно дрался на арене во славу
Акбара — свободные воины или рабы. Рискну только предположить, что гладиаторы-индуисты рабами (т.е. шудрами) быть никак не могли. В индусской кастовой системе с этим очень строго. Любой воин-индус — это только и исключительно кшатрий, представитель одной из высших варн. Некоторое исключение представляют собой сикхи, но сикхов тогда еще не было.
Итак, какие же виды гладиаторов-шамширбаз существовали в могольской Индии?
Боевые боксеры
Это самый «легкий», почти что безобидный вид бойцов, дравшихся только друг с другом. Но свое оружие у них было — шипастые кастеты из рога и иногда из металла. Такой кастет имел с полдюжины шипов, торчащих вперед, и обязательно — по одному на каждом торце, смотрящих вверх и вниз. Назывались они — хора.
Кастеты хора
В бой боксеры шли обнаженные до пояса и вымазанные маслом, чтоб лучше соскальзывали удары. Поединок был не до смерти, но часто оканчивался серьезными травмами (еще бы, с такими-то «перчатками»!)
Дрались за награду: победителя ждал достаточно ценный приз от императора.
Венаторы
В Древнем Риме венатор — это гладиатор, дерущийся с животными. Не особенно популярный среди пресытившихся удовольствиями римлян тип — зато весьма уважаемый у индусов (в данном случае Моголы считаются за индусов, т.к. живут в Индии).
У индусов была своя специфика. Их венаторы (местное название неизвестно) сражались на арене с буйволами, медведями, даже с тиграми и слонами (!). До конца неясно, правда, в одиночку выходили на слона, или все-таки отрядом…)
А вот на тигра — в одиночку. Тигр бенгальский хоть и мельче своего уссурийского собрата, но для человека и такого хватит. Поэтому индийскому венатору иногда полагался подстраховщик — стрелок, дежуривший у аркебузы с зажженным фитилем. Если зверь начинал одолевать — получал пулю в лоб или бок.
«Отдайте мне лягушонка!»
Интересно то, что подстраховщиком у аркебузы часто был… Сам правитель! Это была «его» должность. Один только этот факт косвенно подтверждает, что на индийских аренах дрались свободные люди.
Доспехов индийскому венатору, кстати, не полагалось. Только звериные шкуры.
Банкулис и банаиц — нещитовые бойцы
Одни из самых популярных видов шамширбаз при дворе Великих Моголов. Сражались, как уже было сказано, без щита, специфическими мечами. Банкулис — одноручными, прямыми у основания, но изгибающимся у острия, банаиц — прямыми двуручными.
Возможно, оружием банаиц был тот самый «индусский цвайхандер» — мел путтах бемох, о котором говорилось в предыдущей статье. Во всяком случае, лично я не могу вспомнить другого индийского прямого двуручника, кто осведомлен лучше — просветите))
Сосун патта — вот эта фигня, разве что…
С оружием банкулис все куда сложнее. В Индии существовало очень большое число видов оружия, подходящих под категорию «прямой сначала, но изогнутый на конце». Предположу (только предположу), что это мог (ла) быть сосун патта. В первоисточнике, летописи жизни императора Акбара, конкретное название меча банкулис не упоминается.
Был еще отдельный вид гладиаторов — як-хатх, но про них известно только то, что сражались они одной рукой.
Щитовики
В данном случае они представлены несколькими видами. Воины класса пхараит применяли ростовые щиты — либо классические индийские, чуть меньше человеческого роста и довольно узкие, либо куда более крупные щиты тилва.
Во многих древних индусских трактатах отмечено, что щиты почему-то должны быть высокие, но уже человеческого тела, почему — толком неясно. По логике полагается наоборот, но это же Восток. Пытаться постичь его логикой — это как воду в решете носить, результат примерно аналогичный будет))
Но тилвы это не касалось — по описаниям из «Айн-и-Акбари» это огромный щит, которым можно прикрыть человека вместе с лошадью. Других описаний нет, понимайте как хотите…) Как именно такую дуру можно использовать в бою — я теряюсь в догадках, разве что сидеть под ней, как в домике, и кричать «Уйди, противный!»
Щит тилва считался национальным оружием выходцев с дравидского Юга.
Был еще и маленький, кулачный щит — чирва, который был принадлежностью выходцев из восточных регионов Индии — Бенгалии, Ориссы и т. п.
Третий и последний тип гладиаторов, упомянутых в трактате — лакраит. Их тоже можно условно причислить к щитовикам, поскольку для самозащиты им полагалась толстая дубинка.