Российские авиакомпании сталкиваются с дефицитом кадров. Это вызвано тем, что многие российские пилоты уезжают на работу за рубеж. В большинстве случаев пилоты уезжают на работу в страны юго-восточной Азии: Южную Корею, Китай, Камбоджу, Вьетнам. Такой выбор вызван не только более высокими зарплатами, но и в лучших условиях работы: там пилоты работают строго по графику, без внеплановых полётов. Кроме того, в российских авиакомпаниях действует жесткая система штрафов, пилотов вынуждают экономить топливо.
Таким образом, в Российской авиации назревает глубокий системный кризис, затрагивающий все стороны этой отрасли. Российские авиакомпании используют в основном импортные самолёты. Новый российский «Суперджет» оказался никуда не годным самолётом, опасным для пассажиров и лётчиков. Условия работы летного состава таковы, что вынуждают людей искать работу за рубежом, приводя к кадровому голоду. Но эти условия труда отражаются и на безопасности полётов, снижая её.
При этом очевидно, что эти проблемы созданы руководством авиакомпаний и российскими властями. Пытаясь выжать максимальную прибыль, авиаперевозчики создали потогонную систему для летчиков. Но в итоге это бьет не только по пассажирам и летному составу, но и по самим авиакомпаниям, создавая кадровый голод. Те же авиакомпании, совместно с российской властью, заполнили российский гражданский авиапарк подержанным хламом со всего мира. Это также было сделано в погоне за прибылью. Кроме того, российский авиапром в значительной степени был разрушен во время кризиса 90-х годов.
Вряд ли в существующей сейчас в РФ системе ситуация в гражданской авиации изменится в лучшую сторону. Неуклюжие попытки властей что-то изменить к лучшему оборачиваются на деле очередным сокрушительным провалом. Очевидно, что дальше ситуация будет только ухудшаться.