Безумная история любви: Рафаэль и Форнарина.
Рафаэль — величайший художник эпохи возрождения. Даже спустя века нас переполняет чувство прекрасного, глядя на его работы. Он искал идеала во всем, в том числе и в личной жизни. Его не останавливали ни социальные рамки, ни общественное мнение, любовью всей его жизни стала булочница, или по-итальянски Форнарина — Fornarina (forno — пекарня).
Отцом ее был пекарь, звали ее Маргарита Лутти, происходила она из простой семьи, но, однажды, сам Рафаэль, прогуливаясь вдоль Тибра, увидев ее, был так восхищен ее красотой, что с этого момента он становится ей одержим. По словам Вазари, художник застал Форнарину, обнаженной при купании в реке и поражен был, прежде всего, красотой ее тела, но стала и страстью, и любовью, и музой Рафаэля…
В это время он работал над созданием фрески Галатея в загородной вилле самого богатого в Италии банкира Августина Киджи, но никак не мог ее закончить, ни одна из натурщиц ему не подходила. И увидев именно в Форнарине идеал женской красоты, художник приглашает именно ее для написания этой величайшей фрески. Ему пришлось даже расторгнуть ее помолвку, он, фактически, выкупил ее у отца за 3000 золотых, заполучив в качестве натурщицы.
Августину Киджи же он угрожал выкинуть все краски и оставить фреску не законченной, если бы он не привел Форнарину для написания Галатеи. Банкиру пришлось пойти на поводу у Рафаэля и он даже разрешил Маргарите жить в своей вилле, дабы Рафаэль не отвлекался от работы. Это было началом великой любви.
Рафаэль пишет не только Галатею с Форнарины, но и свои лучшие картины: Сикстиснкая Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Мадаленна в экстазе.
Ну, а вот два портрета и самой Форнарины. В одном она предстает перед нами в виде простолюдинки со скандально обнаженной грудью, а во втором как образец чистоты и скромности. Это и страсть, и душевная привязанность величайшего художника.
Интересно, что связь их была тайной: он — богатый красавец, признанный гений, один из самых известных художников своего времени, она — простолюдинка, опороченная внебрачной связью. Общество такого принять не могло. Но, согласно легенде, они даже тайно венчались. И действительно, взглянув на эти два портрета, можно заметить одно и то же украшение и вуаль. Вуаль — прерогатива дам замужних, а вот украшение с такими камнями использовалось невестами: жемчуг — символ невинности, изумруд — богатства, а рубин — страсти. В подтверждение этой легенде еще 100 лет назад была найдена запись в Монастыре Святой Апполинарии в Риме, о том, что к ним поступила вдова Маргаритта Лутти, значит она лишилась мужа, а было это всего лишь через 4 месяца после смерти Рафаэля!
Возможно именно поэтому Рафаэль переносил вновь и вновь венчание с официальной невестой Марией Биббиеной, на свадьбе с которой настаивал ее дядя кардинал Медичи Биббиена, покровитель художника. Но когда дата свадьбы уже была утверждена, невеста скоропостижно скончалась. Память о ней запечатлена на надгробной плите рядом с могилой Рафаэля.
Но и возлюбленную Рафаэль не забыл перед смертью, хоть и прогнал ее из дома, дабы избавить от страданий созерцания художника на смертном одре. Он завещал своему другу Лоренцо Лотти воздвигнуть над своей могилой скульптуру Девы Марии с лицом самой Маргариты! По сей день мы, глядя на надгробие Рафаэля в Пантеоне, вспоминаем историю их безумной любви, и даже голуби у саркофага художника напоминают эту пару: один падает вниз, а другой с ним прощается. Любовь всей жизни художника, даже после его смерти, рядом с ним, хоть и в образе Мадонны!
Но лик Маргариты прошел сквозь века, не только благодаря Рафаэлю, но его ученикам, они снова и снова обращались к ее чертам в поисках идеала женской красоты. Правда, поговаривали, что любовью она одаривала не только своего возлюбленного, но и его учеников, да и вообще вела распущенный образ жизни. Есть даже легенда о том, как однажды ночью, Рафаэль проснулся и не увидев радом с собой Форнарину, отправился на ее поиски и застал в постели с одним из своих учеников, разряенный он увлек ее обратно в свою спальню, но гнев вскоре сменился яркой страстью, которая и погубила Рафаэля: на утро он скончался. Это, конечно, легенда, но когда подобное произошло в советское время с одним художником, его коллеги острили по этому поводу: «Надо же, живописец был так себе, а умер как Рафаэль…». Может быть поэтому ученики великого живописца так чтили память о красоте его любовницы? Ее можно узнать на многих картинах 16 века, в частности в работах Джулио Романо. Она стала символом и идеалом красоты эпохи Возрождения!