Знаете ли вы что…
Лев Толстой писал со множеством условных знаков и добавлений. Психиатр Ломброзо, рассмотрев его почерк, определил, что он принадлежит женщине лёгкого поведения с психопатическими наклонностями.
Почерк как зеркало души
Есть мнение, что по почерку можно узнать о человеке даже больше, чем он расскажет о себе сам. Одинаковых почерков, как и одинаковых отпечатков пальцев, не существует, и в каждом росчерке пера проявляется индивидуальность пишущего. Ведь не случайно личная подпись продолжает оставаться надёжным средством идентификации человека. Наука о почерке называется графологией (от греческих слов «графо» — «пишу» и «логос» — «слово»). Узнав основные постулаты этой науки, каждый из нас может определить характер своих знакомых по манере их письма.
Какой почерк у предателя?
Предположения о связи почерка человека с его индивидуальными особенностями высказывались ещё в античные времена. В частности, в одной из работ Аристотеля говорится, что вид записей, сделанных людьми, различается так же, как звучание их речи.
Известен случай, когда римскому императору Нерону в качестве доказательства вины подсудимого представили написанный им текст — и Нерон вынес вердикт, что, судя по почерку, этот человек — предатель.
Организованную систему анализа рукописного текста впервые предложил итальянский учёный, профессор Болонского университета Камилло Бальди, который в 1622 году опубликовал книгу «Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму».
На протяжении нескольких последующих столетий вышел ряд серьёзных работ, отмечающих закономерность между почерком человека и его характером. Но до конца XIX века графологический анализ считали всего лишь забавной игрой. И только после опубликования в 1875 году книги французского аббата Жака-Ипполита Мишона «Система графологии» наука получила своё название и чёткие критерии изучения. Уже с начала XX века она стала применяться для психологического тестирования и преподаваться в ряде университетов.
Есенин и Сталин
Графологи рекомендуют начинать анализ рукописного текста с получения общего впечатления: насколько тщательно или, наоборот, небрежно выписаны буквы и строки. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, нажим, равномерность линий, расстояния между словами и строками, поля и т. д. Каждая особенность имеет своё объяснение, которое подкрепляется изучением других характеристик почерка.
Например, крупный почерк указывает на склонность пишущего к тенденции думать о главном. Именно так писали Альберт Эйнштейн и Сергей Есенин. Их рукописи напоминают школьные тетради с тщательно выведенными буквами. Графологи отмечают, что такие свойства почерка характерны для людей с мягким характером и тонкой душевной организацией. При этом Есенин старался писать очень аккуратно, а заметки Эйнштейна, наоборот, усеяны кляксами, пятнами и чернильными отпечатками пальцев учёного.
Слишком мелкие буквы указывают на доминирование в характере женского начала. Один из известных обладателей такого почерка — бывший премьер-министр Англии Уинстон Черчилль. Написанные им документы почти не читаемы. Зато когда однажды премьер-министру сказали, что его почерк напоминает почерк Клеопатры, он пришёл в неописуемый восторг.
Расстояние между словами обычно показывает, каков человек в общении с другими людьми. Маленькие промежутки делает тот, кто не любит одиночество. Большие промежутки говорят о внутренней потребности в уединении. Тот, кто старается держать среднюю дистанцию, склонен к здравому смыслу и практичности.
Крайне слитным почерком обладал Иосиф Сталин. Графологи видят в этом твёрдость характера, решительность и умение сопротивляться трудностям. Такой человек почти всегда добивается нужного результата.
Похожий почерк был и у Карла Маркса. Читать его рукописи очень трудно, потому что между многими словами вообще нет промежутков.
Если человек пишет буквами разного размера — в нём очень сильно актёрское начало, порой трудно определить, когда он работает на публику, а когда становится собой.
В последних записках Мэрилин Монро можно увидеть большое количество заглавных букв — даже в середине слов. Исследователи отмечают, что это может быть признаком того, что образ актрисы в конце жизни подавил сущность Монро как обычного человека.
Семь почерков Наполеона
Необходимо помнить, что почерк не является чем-то застывшим и обычно меняется в течение жизни. К примеру, историки выделяют семь образцов почерка Наполеона — и с годами он становился все запутаннее.
Очень часто менялся почерк Михаила Лермонтова. Даже когда поэт старался писать ровно и красиво, строчки обычно загибались вверх, а буквы словно выскакивали из них то вверх, то вниз. В графологии такое письмо рассматривается как типичный образец почерка невротической личности.
Рукописи Владимира Маяковского в конце жизни носили явное отражение упадка сил и депрессии поэта. Строки ниспадали к концу, нарушалась связанность букв, нажим выглядел неестественным. Правда, в отдельных местах почерк становился спокойным и привычным, что говорит о сильной внутренней энергии поэта, пытавшегося справиться с депрессией.
Разными выглядят и многие образцы почерка Владимира Высоцкого. В черновиках его стихотворений окончания слов часто поднимаются — это говорит о высоком внутреннем напряжении поэта и душевных усилиях, которыми сопровождалось его творчество. А в переписанных начисто вариантах ровные и чёткие строки указывают на умение этого человека сопротивляться усталости, несмотря на постоянную нагрузку.
Заметки на полях
О многом могут сказать и поля в письме. Если они широкие справа и слева — человек отличается щедростью и широтой души. Широкие только справа — пишущий деликатен и нерешителен. Поля разной ширины рассматриваются как признак беспечности. А их полное отсутствие говорит о том, что данный человек слишком поглощён собой и в его жизни нет места для кого-то ещё.
И конечно, огромное значение имеют заметки или рисунки на полях рукописей. Казалось бы, не слишком понятные узоры, которые люди делают не задумываясь, могут рассказать о многом.
Спирали, круги, волнистые линии говорят о том, что чужие проблемы вас вообще не волнуют. Цветы и солнце — что человек неосознанно мечтает о нежности и чьём-то внимании. Орнамент или повторяющийся узор — пишущему скучно, он не прочь изменить сложившуюся ситуацию.
С точки зрения заметок и рисунков, наиболее любопытными выглядят поля рукописей А.С. Пушкина — ведь перед нами по-настоящему художественные произведения, вызывающие эстетическую реакцию.
Здесь запечатлено несколько сот портретов близких поэту людей или героев его произведений. Примерно 60 из них — автопортреты. Есть также наброски птиц, лошадей, деревьев. Присутствуют росчерки, тоже вдруг переходящие в изображения. Все это говорит о внимании к собственному творчеству — тем более что для своих книг автор нередко сам подбирал оформление, делая виньетки и проекты обложек. Знаменитый исследователь пушкинской графики А. Эфрос определяет общее содержание его рисунков на полях рукописей как дневник в образах и особую запись мыслей и чувств. А графологи говорят, что такие зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далеки от самолюбования и указывают на полную поглощенность творчеством.
Распишитесь — и проверьте себя!
Очень интересны характеристики подписи человека — тем более сейчас, в век общей компьютерной грамотности, когда подпись порой является единственным образцом почерка.
Один из главных критериев — направление конца подписи. Если он стремится вверх — в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если конец подписи направлен прямо, это свидетельствует о некоем балансе в проявлениях оптимизма и пессимизма. Если же подпись идёт вниз, то человек подвержен пессимизму.
Главный секрет анализа подписи: мысленно разделите её пополам. Графологи утверждают, что первая половина определяет нашу склонность к умственной деятельности, а вторая — к практической. В частности, заглавная буква в начале подписи говорит о том, что этот человек отдаёт предпочтение умственному труду.
В этом отношении любопытна подпись А.С. Пушкина — с прямыми и чёткими буквами, каждая из которых выписана как украшение. Это говорит о неординарности, творческой натуре и проницательности мыслей. Но это также указывает на частую смену настроения, а также на то, что такому человеку свойственны вспыльчивость и даже грубость. Он обладает болезненным самолюбием, и только творчество — мир, где поэт живёт в гармонии с самим собой.
Подпись генералиссимуса А. Суворова, открытая и легко читаемая, тоже открывает некоторые тайны характера. В частности, увеличение первой буквы в слове говорит о стремлении добиваться своей цели. Удлинение буквы «Р» характерно для людей небольшого роста, переживающих из-за этого. Короткий ниспадающий штрих в конце подписи свидетельствует о работоспособности такого человека и его неприхотливости в быту.
В подписи доброго и спокойного человека буквы более округлые, чем в росчерках вспыльчивых и раздражительных людей. Примерно так подписывался академик Сахаров: с доминированием ровных круглых букв и равномерностью интервалов. В графологии это говорит о психической выдержке, высокой работоспособности, открытости в общении, интеллигентности и образованности.
Журнал: Тайны 20-го века № 38, сентябрь 2015 года
Автор: Платон Викторов