*** В произведении искусства нет содержания, как нет его и в мире. Есть они сами — искусство и мир. Им не нужно никакое обоснование, да его и не может быть.
*** Знание, которое мы получаем через искусство, это скорее опыт формы или стиля самого познания, нежели познание чего-то вроде факта или морального суждения напрямую.
*** «Стилизация» отличает как раз такое произведение искусства, автор которого сознательно проводит далеко не само собой разумеющееся различие между содержанием и манерой, темой и формой.
«Стилизация» в искусстве, в отличие от собственно стиля, отражает двойственное отношение к содержанию (симпатии тут противостоит презрение, одержимости — ирония).
*** Писать — значит защититься от жизненных напастей. Литература говорит жизни: «Ты не можешь ввести меня в заблуждение. Мне знакомы твои обычаи, я предвижу и с удовольствием наблюдаю твои реакции и краду твои тайны, ловко ставлю препятствия, замедляющие твое нормальное течение»
*** Для современного сознания человек искусства (заменивший святого) являет собой пример мученика. Писатель же, человек, владеющий словом, среди людей искусства более всего способен, считаем мы, выразить свое страдание.
*** Собственно, почти все описывающие стиль метафоры сводятся к тому, что стиль помещается как бы снаружи, а содержание — внутри.
Даже если мы определим стиль как некую выбранную внешнюю манеру, это вовсе не означает, что примеряемый нами на себя стиль противоречит нашему «истинному» я.
На самом деле такое разъединение встречается как раз крайне редко. Практически всегда то, как мы выглядим, совпадает с тем, кто мы есть. Маска и есть лицо.
*** В культуре, подорванной классическим уже разладом — гипертрофией интеллекта за счет энергии и чувственной полноты, — интерпретация — это месть интеллекта искусству.
*** Обычный стандарт завязки, кульминации и развязки больше не работает. Незаконченность теперь — основной залог творчества и мышления, порождающих антижанры, сознательно фрагментарные или перечеркивающие себя произведения, самоуничтожающиеся мысли. Но даже успешное ниспровержение прежних клише все равно не заслоняет и не собирается заслонять крах подобного искусства. Говоря словами Кокто, «единственная победа написанного — это его провал».
*** Функция критики — показать, что делает произведение таким, каково оно есть, а не объяснить, что оно значит.
-----------------------------
…Будучи экспертом в области риторики традиционного гуманистического дискурса, Зонтаг умело заставляет его служить против себя самого.
Здесь в немалой степени и кроется секрет популярности ее писаний
среди интеллектуалов, которые хотели бы непременно «идти в авангарде»: играя с пустыми формами традиционной морально-эстетической мысли,
она легко может показаться одновременно ниспровергательницей и учредительницей, витающей где-то «по ту сторону добра и зла»
и в то же время остающейся политически ангажированной.
В ходе своего «долгого марша по институтам» Зонтаг была эмиссаром тривиализации: она использовала инструменты гуманизма для саботажа «гуманистического проекта».
Роджер Кимбалл