Диоген и бочка
Существует всеобщая уверенность, что греческий философ Диоген жил в бочке. В правдивости этого утверждения уверены даже те, кто ничего больше о «сумасбродном Сократе» и не знает. Впрочем, чем больше всеобщая уверенность в чем-либо, тем больше вероятность того, что все было совсем не так. И в случае с Диогеном, похоже, эта закономерность тоже действенна…
Даже если Диоген и выбрал себе столь экстравагантное жилище, то это была не бочка, а пифос — большой глиняный кувшин (бочек в Древней Греции просто не существовало).
Известно, что пифосы, пришедшие в негодность, греки использовали в качестве собачьих будок, и Диоген, одно из прозвищ которого было «Собака», мог для эпатажа выбрать себе такое жильё, что, впрочем, также представляется сомнительным.
Не верится, что в таком, мягко говоря, неудобном жилище можно было сочинять философские труды и обучать учеников, которых у пользовавшегося популярностью Диогена было не мало.
По мнению Людвига Соучека, автора «Энциклопедии всеобщих заблуждений» предание о бочке может иметь один из следующих источников:
«1. Диоген жил в маленьком домике, который афиняне насмешливо называли „пифос“, то есть бочка (Соучек не прав тут, поскольку пифос, как уже отмечено выше — не бочка, а кувшин — С. М,); жилье философа казалось его согражданам весьма эксцентричным — ведь он имел много учеников и был популярен.
2. Однако Диоген имел и завистников, и врагов — один из его философских оппонентов однажды объявил: „Человек настолько злонамеренный должен бы жить в бочке, как пес“.
Пифос в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья.
3. Многие годы Диоген был воспитателем детей богатого коринфского купца Ксениада, выкупившего его у морских разбойников на Крите. Когда же Диоген умер, благодарные критяне поставили на его могиле памятник: фигуру собаки из парского мрамора.
Трудно сказать, что должно было символизировать это оригинальное надгробие, однако известно, что в качестве собачьих будок в те времена в Греции служили старые бочки».
Заблуждаются и те, кто считает, что все анекдоты и веселые истории о Диогене имеют отношение к реальному Диогену Синопскому — одному из основателей философского течения кинизма (кстати, слово цинизм происходит от названия этой школы).
Во-первых, есть информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Во-вторых, от самого Диогена не осталось ни одного из 14 приписываемых ему философских сочинений. И получается, что Диоген из бочки (пифоса), искавший с фонарем среди бела дня человека, скорее всего очень сильно отличался от реального философа Диогена Синопского.
Кстати, не заблуждаемся ли мы в очередной раз, когда говорим «фонарь Диогена»? Откуда в Древней Греции фонари? Может, правильнее «свеча»? Или «огонь»? «Днем с огнём…» — такой вариант мне ближе.