ХУДОЖНИК ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ.
Молодой садовник — Орест Адамович Кипренский. 1817.
В этой картине художнику удалось в полной мере проявить свой талант виртуозного портретиста. Изображение мальчика очень реалистичное, объемное и яркое. У него в руках инструмент для обрезки растений и сбора винограда. Очевидно, в жаркий день он утомился от работы и решил немного передохнуть, облокотившись на невысокую стенку из дикого камня, полуразрушенную и поросшую мелкими цветущими растениями. У него очень красивые темные глаза и густые волосы, а юношеская нежность его кожи прекрасно передана мастером.
Юный возраст модели чувствуется и по его рукам. Они все еще красивой формы, без мозолей, не загрубевшие, тяжелый труд еще не сказался на их состоянии. Столь же виртуозно, как и внешность садовника, передана и фактура его одежды. Светлая рубашка из простого полотна не кажется грубой, потому что складки на закатанных рукавах выглядят мягкими, хорошо драпирующимися.
Благодаря нежному и неяркому колориту и особой нежности изображения картина производит впечатление очень камерного, лирического изображения, радующего глаз каждого зрителя. Не зря это полотно, написанное в Италии и впервые показанное в Петербурге, оказало огромное влияние на современников художника.
«Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке»
Талант художника-портретиста позволил Оресту Кипренскому испытать как минуты полного триумфа и славы, так и чувство горькой безысходности. Великолепные работы мастера приобрели широчайшую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Отдельной и очень важной страницей биографии Кипренского является период жизни в Италии. Местным академикам с трудом верилось, что представленные им полотна создал не один из великих итальянских мастеров, а их современник, русский портретист. Именно здесь к нему пришла популярность, именно здесь его имя приобрело дурную славу.
Портрет наиболее известный как «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» был написан в Италии с ребенка по имени Анна-Мария (Мариучча). Художник был искренне привязан к девочке, что в свое время вызвало множество слухов разного толка. Кипренский был вынужден вернуться на родину, но через семь лет вернулся в Рим и разыскал молодую девушку. Ради брака с Мариуччей Орест Кипренский принял католическую веру, однако, брак продлился недолго — через несколько месяцев после свадебного торжества художник скоропостижно скончался от воспаления легких.
Какой бы не была предыстория этой картины, особенно ценным остается мастерство ее автора. Мариучча сидит, с непринужденным изяществом облокотившись на стол, будто случайно обратив заинтересованный взгляд на зрителя. На темно-русых, небрежно убранных волосах алеет венок из мака, а в пухлой ручке малышка держит цветок гвоздики. Самым тщательным образом выписано лицо Мариуччи — с легким румянцем, живое, эмоционально выразительное, с глубокими и внимательными глазами. Нежный, чистый и беззащитный образ девочки тонко передан Кипренским при помощи контраста темного фона и светящегося, розовато-фарфорового тона кожи маленькой модели.
Портрет А.С. Пушкина — Орест Адамович Кипренский. 1827
Этот портрет великого русского поэта однозначно считается одним из лучших прижизненных изображений. Особенное очарование и привлекательность ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять. К тому же, мастер считается лучшим русским портретистом того времени, с невероятным мастерством воспроизводившим не только мельчайшие детали, но и умело передававшим душевные переживания персонажа.
Заказал картину ближайший друг Пушкина, известный поэт Антон Дельвиг, всего лишь за три года до собственной безвременной кончины. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. Это отсылка к роду занятий Пушкина призвана намекать, что на картине поэт изображен в процессе творчества, погруженный в собственное сознание, когда его посетила муза. Больше на полотне нет ни единой детали, отвлекающей внимание зрителей от одухотворенного лица поэта.
Фоном служит золотисто-коричневый, достаточно светлый задник, немного светлеющий вокруг головы поэта. Этот прием придает картине объем и наполняет ее воздухом, делает изображение более четким, эффектным. Для нас, хорошо знающих то, чем обернутся для Пушкина грядущие события, этот светлый контур кажется намеком на нимб мученика.
На полотне Пушкин изображен настоящим щеголем. Он очень элегантно, даже изысканно одет в сюртук из гладкой темной ткани, кипенно-белую рубашку, от которой виден лишь фрагмент воротника, и роскошный плащ с красивой подкладкой в шотландскую клетку. По моде того времени он небрежно наброшен на плечо. На шее повязан широкий шелковый галстук, чей мягкий атласный блеск приятно оттеняет матовость остальных материалов. Становится понятно, что великий Пушкин был еще и отменным модником, денди.
Но больше всего обращает на себя внимание лицо поэта. При всей его «африканской» некрасивости его внешность необычайно притягательна, и художник мастерски сумел передать это. У него очень ясные, чистые глаза, выразительный взгляд, обращенный в сторону от зрителя и как будто смотрящий вглубь себя. Создается полная иллюзия того, что именно сейчас, на наших глазах, великий поэт продумывает свое очередное гениальное сочинение, которое обессмертит его имя.
Способность художника передавать общее, не оставляя без внимания мельчайшие детали, впечатляет даже много повидавших современных зрителей. Стоит обратить внимание на идеально отполированные и бережно подпиленные ногти поэта, который всегда «думал о красе ногтей», а также на белые, нежные и холеные руки. На портрете каждый элемент имеет значение, даже виртуозно выписанные зеленоватые и красные клеточки подкладки плаща. Столь же скрупулезно изображена и буйная шевелюра Пушкина, его объемные вьющиеся бакенбарды. Изображение кажется настолько натуральным, что кажется, будто можно протянуть руку и ощутить их плотность, упругость глянцевого, хорошо ухоженного и аккуратно уложенного завитка.
Если не считать клетчатой подкладки плаща поэта, цветовая гамма картины достаточно сдержанная и благородная, выдержанная в мягких темных, коричневатых тонах. На их фоне лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. Бесспорно, этот портрет — одна из лучших картин художника, самый выразительный портрет Пушкина и настоящая жемчужина музея. Своим мастерством и талантом портретиста художник не только создал невероятно точный и красивый портрет великого русского поэта, но и навсегда обессмертил собственное имя, сохранив его для истории искусства.
Бедная Лиза — Орест Адамович Кипренский. 1827.
Сюжет картины навеян знаменитым произведением Карамзина с тем же названием. Сентиментальный роман поразил русскую публику непривычной для литературы того времени концовкой — самоубийством героини. Картина написана через 30 лет после выхода романа и носит другой характер — романтический, с налетом высокопарности и некоторой манерности.
На полотне изображен портрет юной девушки, почти девочки, в которой трудно угадать крестьянку. В изображении все символично — ее одеяния нежнейшего жемчужно-белого и розового цвета призваны подчеркивать невинность девушки, а цветок в руках — символ первой наивной и трогательной любви, жестоко растоптанной неверным любовником. Кстати, в романе Лиза собирала и продавала ландыши, а на полотне она держит простой бархатец, или тагетес (в некоторых описаниях этот южный цветок, известный еще как чернобривец, описывают как гвоздику).
Нежная цветовая гамма, тщательно прописанные детали, мельчайшие складки рубашки героини, ее выразительное лицо, чуть тронутое румянцем, положение головы — все это приемы романтизма, призванные подчеркнуть наивную свежесть девушки. Но эпоха Карамзина безвозвратно минула, поэтому на полотне изображен не трагический момент самоубийства Лизы, а ее портрет как символ безвинно загубленной юной жизни. Безупречное мастерство художника навсегда сохранит в нашей памяти образ бедной Лизы.