Молодой человек познакомился с девушкой; у них было много общего. Интерес к искусству, к путешествиям, долгие разговоры о литературе и живописи… Как-то они шли вечером и горячо обсуждали умный и сложный фильм, полный метафор и сложных аллегорий. И увидели собаку, сбитую машиной — собачка повизгивала от боли и не могла встать. Юноша наклонился к собаке; стал осматривать ее, сказал, что надо вызвать такси и ехать к ветеринару скорее! И с удивлением услышал: мол, ты с ума сошёл. Пусть эта псина лежит где лежала, не трогай ее, пойдём в кафе, поговорим о фильме! Молодой человек собаку отвёз в клинику и заплатил за приём. Ничего страшного, — так ему сказали. Просто ушиб. Юноша решил взять песика себе. И взял. А вот с девушкой прекратил отношения. Он вспомнил многое:
Она смеялась в кино, когда кто-то в фильме падал, например. Говорила о больных и бедных с презрением. Не поехала навещать подругу, когда та попала в больницу, цинично шутила над чужими несчастьями. Проявляла полное равнодушие к боли и страданиям других людей. Высказывала жестокие идеи… Это казалось такой позой, своеобразной защитой; но потом юноша понял, что девушка — ненормальная. Очень умная, довольно образованная, но ненормальная. Он правильно понял. Раньше был такой диагноз: «нравственное помешательство». Его применил в 19 веке доктор Причард. Это особый вид ненормальности: умственные способности не страдают. А нравственные качества просто отсутствуют. Человек не понимает разницы между добром и злом. И не желает понимать.
Эмиль Крепелин называл таких людей «врагами общества». Они могут и не делать ничего опасного сначала. Но они не способны сочувствовать, жалеть, негодовать при виде нападения на слабого, помогать, защищать того, кто нуждается в защите… «Враг общества» встаёт на сторону преступника и обвиняет жертву; мол, она сама виновата. Довела! Или под руку попалась. Или карма плохая у жертвы… Рано или поздно нравственно помешанный человек становится или пособником преступников или сам совершает злодеяние. Которое не считает плохим поступком: а что такого? Подумаешь, отдали ребёнка в детдом. Ему там лучше! Или собаку усыпили за то, что с неё шерсть сыплется и она лает. Это же правильно!
И под свои поступки или под преступления других людей такой человек всегда подведёт базу. Он же умный. Образованный. Ум у «бессердечного психопата», как их называл Шнейдер, в полном порядке. И он ещё и нормальных людей начнёт убеждать, что они неправы, когда негодуют из-за злодеяния или чьей-то подлости. «Бессердечный психопат» скажет, что надо все принять и понять; что нет ни добра, ни зла, ни хорошего, ни плохого. Вот по этим псевдо-философским рассуждениям можно распознать «врага общества». Добро и зло есть. Это у «бессердечного психопата» не функционируют психические структуры, которые отвечают за нравственность. Так у незрячего не функционирует зрение, например.
Эти люди не больны в обычном смысле слова. Но оказаться рядом с ними в трудную минуту — это грозит смертельной опасностью. Они просто пойдут по своим делам, если им нет выгоды вам помочь — выгоду они отлично понимают, они очень практичные. Они сознают уродство своей души, этим и опасны. Они всем хотят внушить мысль, что нет ни добра, ни зла. Что помощь бессмысленна. А если кто-то сделал добро — так это для выгоды! Вот по этим рассуждениям легко распознать «нравственно-помешанного». Сейчас такого диагноза нет. А бессердечные люди — есть. И довольно много! Может, поэтому их перестали считать ненормальными?
Это опасный тип людей. Опаснее «паразитов» и «солнечных эгоистов». Если есть в окружении такой человек — не ждите ни помощи, ни сочувствия, не поддавайтесь на его «философию». Когда-то целая страна подалась влиянию «врагов общества»; Юнг считал, что немцы «заразились» фашизмом от нескольких одержимых. А нравственно помешанные — это одержимые. Где нет понимания отличия Добра от Зла, там царит Зло. «Нет ни добра, ни зла!», — но тот, кто говорит, что нет ни света, ни тьмы — тот просто погружён в вечную тьму.
А девушка, с которой расстался юноша, психически заболела потом. Потому что нравственное помешательство может быть проявлением начала болезни. Такое тоже возможно.