1. Творческий рост происходит среди друзей и прекращается среди врагов.
* Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении. Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности — особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной.
*. Не называйте неспособность начать ленью. Зовите её страхом.
*. Творчество, будто просо, прорастает даже при минимальном уходе.
Джулия Кэмерон
2. Поль Валери сказал: «Если заглянуть поглубже, нет такого слова, которое можно было бы понять до конца». То же говорит и Виттгенштайн: «Слова подобны верхнему слою воды над омутом». Чтобы сочинять истории, нужно как раз и нырять под воду.
Джанни Родари
3. Некоторым людям это мгновение — миг перед началом творческого процесса — кажется таким болезненным, что они предпочитают и вовсе не начинать. Они встают и отходят от компьютера, полотна, рояля. Они ложатся вздремнуть, или отправляются по магазинам, или начинают готовить обед, хлопотать по хозяйству. Они тянут волынку. В самой крайней форме этот страх полностью парализует людей.
Твайла Тарп
*. Уединение — неизбежная часть творчества. Уверенность в себе — его приятное побочное действие. Твайла Тарп
4. Творческий мужчина — недостаточно мужчина для простой женщины, а творческая женщина недостаточно женщина для простого мужчины. Мужчина становится женщиной, пребывает в экстазе, горячке обостренной восприимчивости и интуиции — то есть во всех состояниях, знакомых простым, любящим, ревнующим женщинам. А женщина становится мужчиной — трезвой, строгой, деловой, неспособной к лихорадке и бреду, выдержанной, скептической, насмешливой, — такой, какими обыкновенно бывают мужчины. Творчество, таким образом, возвращает человека из однополого состояния — в целостное, двуполое.
Михаил Эпштейн
5. Поэтому художники, к которым я отношу поэтов, музыкантов, драматургов, живописцев и религиозных мистиков, являются, как определял Мак-Люэн, «центром розы», «системой раннего оповещения», сигнализирующей о том, что происходит в культуре.
Ролло Мэй