Эта картина была написана в 1503 году.
Создавалась она несколько лет.
Мона Лиза (сокращённо от мадонна Лиза) была третьей женой флорентинского купца по имени Франческо ди Бартоломее деле Джокондо (откуда пошло второе название картины «Джоконда»). Когда девушка начала позировать Леонардо, ей было 24 года. Он приготовлял мастерскую для ее приёма. Лучших музыкантов, певцов, рассказчиков, поэтов, самых остроумных собеседников приглашал Леонардо в свою мастерскую, чтобы они развлекали ее, во избежание скуки.
Его друзья стали замечать, что не только изображенная на портрете, но и сама живая Мона Лиза становится все более и более похожей на Леонардо, как это иногда бывает у людей, постоянно, долгие годы живущих вместе. Главная сила возраставшего сходства заключалась в выражении глаз и в улыбке. Порой им становилось страшно, как перед чудом: явь казалась сном, сон — явью, как будто Мона Лиза была не живой человек, не супруга флорентинского гражданина, мессэра Джиокондо, обыкновенного из людей, а существо, подобное призракам, вызванное волей учителя, — оборотень, женский двойник самого Леонардо. Джиоконда гладила свою любимицу, белую кошку, которая вскочила к ней на колени, и невидимые искры перебегали по шерсти с чуть слышным треском под нежными тонкими пальцами.
С 1793 года картина была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Она изучалась историками, копировалась живописцами. Существует много её копий.
Вариант № 1 находится в Зале Депутаций, а Риме. Приписывается одному из учеников Леонардо — Бернардино Луини.
Вариант № 2. Самый спорный вариант. Находится в Вернонской коллекции в США. Владельцы картины считают её подлинной и оценивают в два с половиной миллиона долларов.
Вариант № 3. Копия, находящаяся в Уолтеровской художественной галлерее, в Балтиморе (США), как и вернонский вариант, характеризуется тем, что справа и слева изображены колонны, которые с оригинала были срезаны.
Вариант № 4. Национальная галлерея в Осло (Норвегия) владеет копией, подписанной: «Бернардино Луини. 1525). Однако, скорее всего, копия выполнена Филиппом Шампанским.
Вариант № 5. «Мона Лиза» из музея Прадо в Мадриде (Испания) — работа неизвестного мастера XVI века, который решил отказаться от заднего плана. Вариант № 6. Копия из коллекции доктора Карла Мюллера в Талвиле (Швецария) написана бесталанным учеником и компаньоном Леонардо Салаи (Салаино).
«Мона Лиза» копировалась также и скульпторами. Нередко на неё делали карикатуры.