«Я хочу говорить так, чтобы меня понимали, понимали смысл того, о чем я хочу говорить. Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мои; родной; язык.
Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней; свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней; много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего. Но слушать не хотят, им подавая; „Вальс“ из „Метели“…
Те же, кто считает себя знающими любителями искусства, с ними мне совсем нечего делать. Их интересует искусство — как побрякушка, секрет которой; им потребно разгадать, и в этом — все их удовольствие. О какой;-либо сущности искусства нет и речи, наоборот, ценится „искусство“ без всякой; сущности, без души, без восторга.
„Мира восторг беспредельный; — сердцу певучему дан“. Это — и есть драгоценная ноша художника, драгоценный; божественный; изначальный; дар. Без него искусство мертво, это всего лишь пустая побрякушка.
Она может быть примитивно-простои; или замысловатой;, это не играет никакой; роли; и в том и в другом случае она не содержит в себе жизни, ибо великое искусство всегда живое искусство именно.
Теперь же часто производится и усиленно насаждается искусство от рождения мертвое, игра ума при сухости сердца. Между тем Великие творцы напоены, можно сказать, божественным восторгом, вспомните, например, Вагнера или Мусоргского».
*
«XX век обогатил человечество новым опытом. Опыт этот весьма разнообразен и, несомненно, не лишен величия. На арену жизни вышли массы людей;, целые народы вступили в открытый; спор друг с другом о том, как жить дальше. Разумеется, весь этот огромный; опыт, о котором нет нужды долго распространяться, очень обогатил человечество, хотя и достается подчас очень дорогой; ценой;. Этот опыт жизни породил множество самых разнообразных мыслей; и чувств, от надежды до отчаяния. Все это, разумеется, имеет прямое отношение к искусству, ведь оно по своей; природе предназначено выражать человеческие чувства, и музыка нашего века старалась это делать и шла по своему пути, достаточно широкому. Наше столетие дало целый; ряд крупных музыкантов-художников, в том числе и русских, из которых я бы особенно отметил С. В. Рахманинова, достигавшего порой; в своем творчестве необыкновенной; духовной; высоты.
Но именно в XX веке в искусство пришли и другие тенденции: бездуховность, безверие, цинизм, повышенный; интерес к низменному, глумление над добром, презрение к человеку и, особенно, к народной; массе, выпячивание „избранности“ художника и всей; художественной; среды, чего никогда не позволяли себе великие люди прошлого. Все это соединялось подчас с большим талантом, но делало самый; этот талант ущербным, неполноценным, снижало его „пробу“. Говоря это, я отнюдь не посягаю ни на чью славу, но хочу сказать, что движение в этом направлении не сулит, как видно, ничего, что было бы плодотворным для духовного сознания. И сегодняшняя заминка в музыкальной; жизни, некоторая пауза, что ли, является показателем поиска новых путей;. Думаю, что искусство, если ему суждено уцелеть, по всей; вероятности вернется к извечно сопутствовавшим человечеству — простым истинам, но будет выражать их по-новому, своеобразно и увлекательно. Во всяком случае, я хочу в это верить…».
(Фрагменты из книги воспоминаний Георгия Свиридова «Музыка как судьба», тетради 1972−1994).
***
«Георгии; Васильевич Свиридов — русский; гении;, который; по-настоящему еще не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской; культуры. Свиридов не только по-настоящему не оценен. Он еще и неизвестен по- настоящему, унеся с собой; в могилу много тайн и своего творчества, и своей; жизни». (Д. С. Лихачев).