ДОСЬЕ «СВ»
Светлана Савицкая родилась 8 августа 1948 года в Москве. Вторая в мире женщина-космонавт после Валентины Терешковой. Единственная женщина - дважды Герой Советского Союза. Депутат Госдумы РФ с 1996 года. Замужем за Виктором Хатковским - летчиком, инженером-конструктором Московского машиностроительного завода. Есть сын Константин. Именем Светланы Савицкой названы две малые планеты (астероиды): № 4118 (Света) и № 4303 (Савицкая).
Человек-легенда. Космонавт, первая в мире женщина, вышедшая в открытый космос, а ныне зампредседателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в преддверии 8 Марта рассказала в интервью «СВ», почему иностранцы мечтают купить русское оружие, когда земляне полетят на Марс и отчего женщинам сложнее достигать карьерных высот
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ МУЖЧИН
— Светлана Евгеньевна, говорят, что продвигаться по службе женщинам труднее, чем мужчинам. Но вы столького добились, что с легкостью это опровергаете.
— Здесь больше зависит от способностей, характера, умения достигать цели. Другой вопрос, что в нашем обществе с женщины всегда повышенный спрос. Если мужчина ошибется, что-то не так сделает, они друг другу все простят. А если женщина совершит десятую долю ошибки, то последствия раздуют, ее заклеймят и скажут: «Ну это же баба, что вы хотите». Поэтому дамам, особенно на сложных, ответственных работах, нельзя давать себе поблажек — надо делать все безупречно. Понимать, что своими ошибками ты закроешь дорогу следующим женщинам — мол, вот та не справилась, и с этой так же будет. Всегда уважала легендарную летчицу Валентину Гризодубову. Она открыла для нас дорогу в авиацию. И после тех рекордов, блестящих полетов никто не мог показывать пальцем и говорить, что летчик не женская работа.
— Вы в депутатском корпусе уже больше двадцати лет. Давно работаете в Парламентском Собрании. Какие у Беларуси и России главные стратегические направления?
— Конечно, оборона и безопасность. Особенно это важно для России, потому что Беларусь — наш западный рубеж. Второе направление — то, чем активно занимается ПС: сближение законодательств, чтобы граждане наших стран были социально равны. Многое уже сделали, но остаются вопросы, которые надо прорабатывать. Союзное государство — уникальное образование. Юридически права граждан двух стран одинаковы. Надо реализовать все это на деле.
То же самое в сфере образования и экономики. Производство в Беларуси во многом завязано на России — например, двигатели: комплектующие поставляются Россией, а в Беларуси налажена сборка автомобилей, тягачей. Это неразрывный цикл и тоже стратегическое направление.
«ПЛЕМЕНИ МУМБО-ЮМБО НИКТО НЕ БОИТСЯ»
— Недавно немецкий журнал «Штерн» опубликовал страшилку: мол, с русскими воевать опасно, у них есть супероружие… Да и Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию об этом говорил много.
— Если потенциальный противник (НАТО) боится — значит, больше уважать будет. Племени мумбо-юмбо никто не страшится. Опасаются сильных. И хорошо — может, будут поаккуратнее себя вести.
У нас разное оружие есть. Много эффективных средств ПВО — системы «Панцирь», С-400. Сверхзвуковые истребители МиГ-31 — наше общее советское достижение. Беларусь участвовала в их создании. Сейчас по инициативе Госдумы и министра обороны Сергея Шойгу самолеты модернизируются. Истребители, которых ни у кого нет, могут перехватывать противника на совершенно разных высотах, любых скоростях. Вести одновременно до десяти целей. Есть современные машины для сухопутных войск — их применяли в Сирии. Есть техника для Военно-морского и подводного флота. Новые разработки в стрелковом оружии, радиоэлектронных системах. Всем этим можно гордиться, зарубежные аналоги до них не дотягивают. Сергей Шойгу проводил переговоры с разными странами — многие правительства хотят купить наше оружие.
ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ
— Безопасность — это еще и борьба с преступностью. Сейчас тенденция к ее росту или спаду?
— По статистике, раньше самыми массовыми были разбои и грабежи, в последнее время — кражи. Преступность была, есть и будет. В Беларуси, к слову, обстановка более благополучная. Александр Лукашенко ведет жесткую политику против правонарушений и экономических преступлений. В республике редки даже намеки на попытку дать взятку. К сожалению, такая правовая культура распространилась пока не на все Союзное государство. России есть чему поучиться в плане борьбы с коррупцией.
— С теплотой говорите о Беларуси, давно ездили туда?
— Часто там бываю, у меня муж из Минска, поэтому я к Беларуси неровно дышу. Моя лучшая подруга по сборной СССР по высшему пилотажу Валя Яикова жила в Перми, закончила школу летчиков, и ей нужно было место инструктора — взяли на работу в Минске. Она стала там абсолютной чемпионкой мира. У меня к Беларуси свое, особое нежное отношение.
«Фильм о себе снимать пока не разрешала»
— Однажды вы сказали про летное дело: «Там невозможно не быть профессионалом, иначе просто убьешься».
— У моряков, подводников, космонавтов, даже у водителей автобусов то же самое. Там, где дело связано с техникой, с управлением, нужно быть профессионалом на сто процентов. Это жизненная необходимость. Наделаешь ошибок — не вернешься. И еще много кого за собой утащишь.
— Вы часто ставите в пример Сергея Королева, образцового управленца. Расскажите о его стратегиях — как он руководил?
— Мне не довелось работать с Сергеем Павловичем. Трудилась уже при Валентине Глушко, они с Королевым были соратники. Один делал двигатели, другой — ракеты. Разные люди, хотя оба — гениальные конструкторы, которые создали школу ракетно-космической промышленности. Суть ее пытаются сохранить и сегодня. Личностей масштаба Королева и Глушко у нас сейчас нет. Теперь все в основном менеджеры (смеется). С такой командой до Марса сложно добраться. В любые времена важен человеческий фактор.
— Про пилотируемый полет на Красную планету говорят уже лет двадцать. Верите, что получится?
— Полет на Марс всегда был заветной мечтой людей, которые создавали космическую технику. Еще Циолковский об этом писал, и все наши корифеи, кто руководил космическими программами, на уме держали даже не Луну, а Марс. Луна — промежуточный этап. Уже в конце 80-х годов у американцев был лозунг: «Вместе на Марс». Все уже понимали, что одной стране это сделать крайне трудно — это программа всего человечества.
Но фактически для реализации полета на Марс наша страна сделала больше всех. У нас был самый длительный полет — полтора года, за это время можно сгонять туда-обратно. Была мощнейшая ракета «Энергия-Буран», изучены стыковки-перестыковки космических аппаратов. Другой вопрос, что это сейчас не востребовано. Пока. Но технологии есть, главное, научно-технический багаж не растерять.
— В прошлом году вышло два фильма о покорителях космоса — «Время первых» и «Салют-7». Удалось на экране передать правду? Почему к космосу такой интерес вдруг?
— Потому что этой сферой наша страна всегда гордилась и сейчас гордится. Пилотируемым полетам больше полусотни лет. Почти в каждом случались какие-то отказы, нештатные ситуации. И люди погибали, целых два экипажа, Добровольский, Волков, Пацаев, Комаров. Об этом знали, потому что случилось худшее. Но было много ситуаций, о которых не говорилось. А как иначе? Это же испытания, технику изучают, дорабатывают.
Сейчас прорвало. Космонавт Алексей Леонов давно уже начал рассказывать, как он на самом деле выходил в открытый космос. Кстати, фильм «Время первых» о нем сняли очень реалистично, без отступлений от фактов. «Салют-7» сделан классно с точки зрения кинематографии, красиво снята невесомость, но… совершенно выдуманы события. Кроме главного — спасали станцию. Недаром фамилии в фильме другие. В противном случае космонавты могли бы и в суд подать. Одного изобразили психом, другой ангелов видел… Такого не было! Накрутили для смотрибельности. Хотя хорошо, что кино вышло: у людей возник интерес к теме. Кто захочет — разберется, где выдумка, где правда.
— Если бы вы разрешили снять фильм о себе, о чем бы он был?
— Пока никому не разрешала. Но, наверное, это был бы фильм об очень многом, не об одном только космосе. О нем, может быть, даже в последнюю очередь…