Место для рекламы

А город подумал-ученья идут...

И было на службе и в сердце у них огромное небо, огромное небо, огромное небо - одно на двоих.

Капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов …
6 апреля 1966 г вся страна склонила головы перед подвигом экипажа новейшего истребителя-перехватчика Як-28,чьи стремительные, почти «готические» формы стали олицетворением азартной эпохи — штурма космоса, сверхзвука, стратосферы. Капустин — летчик, Янов — штурман-оператор. Оба — первоклассные бойцы. Других сюда не брали: в разгаре «холодная война», мир еще не отошел от Карибского кризиса, в Германии лоб в лоб стоят полтора десятка армий бывших союзников по антигитлеровской коалиции.
Утром 6 апреля 1966 года звено капитана Бориса Капустина получило приказ перегнать новые Як-28П в Цербст, на базу 35-го истребительного авиаполка. Это была сказочная машина! Первый советский истребитель-перехватчик, способный уничтожать противника на малых высотах, причем не только на догонных, но и на встречных курсах. Звено перехватчиков «по цепочке» перегоняли в Германию из Союза, где они были собраны на Новосибирском авиационном заводе.
Торопливость, с которой создавался Як-28, — первопричина его аварийности. Первопричина торопливости — политическая ситуация в Европе, где пахло большой войной. Замкнутый круг. Цель оправдывает средства…

ВВС выступило против принятия Як-28П на вооружение. Но командование ВВС ПВО «продавило» решение о запуске его в серию: со стапелей Новосибирского авиазавода сошло 443 перехватчика. Як-28П находился в строю почти тридцать пять лет, но так и не был официально принят на вооружение нашей армии.

Тем не менее самолет пользовался уважением в среде авиаторов. Особо летчиков впечатляла его тяговооруженность — при полете без вооружения на форсаже истребитель мог набирать высоту практически вертикально. Опасность же полетов на нем считалась чем-то естественным. Так сказать, издержки профессии.
Полвека назад еще не было современных систем навигации, определяющих положение самолета с точностью до метра. Полет над облаками по курсу при отсутствии ориентиров и сильном боковом ветре «снес» перехватчик на несколько километров в сторону, на город.
Высота 2000.
И 16-тонная, с полными баками топлива машина падает на оживленные улицы.
Далеко впереди сверкнуло зеркало озера Штессензее. Перед ним зеленый, покрытый кустарником пустырь. Это последний шанс — дотянуть до него и попытаться сесть. Оба пилота из последних сил, до упора, тянут ручки управления на себя, выводя самолет из пике.
Летчики могли спастись, но тогда неуправляемый самолет рухнул бы на густонаселенные районы Западного Берлина. Никто бы их не обвинил: с земли уже поступила команда на катапультирование. Но летчики не могли допустить неминуемой гибели десятков мирных людей.

И надо бы прыгать — не вышел полет.
Но рухнет на город пустой самолет.
Пройдет, не оставив живого следа,
и тысячи жизней, и тысячи жизней,
и тысячи жизней прервутся тогда.
Тысячи изумленных берлинцев, запрокинув голову, наблюдали за тем, как вывалившийся из облаков серебристый самолет с красными звездами на плоскостях, оставляя за собой шлейф темного дыма, в полной тишине неожиданно делает горку, набирая максимальную скорость. И с вершины горки пологим виражом уходит в сторону берлинской окраины.

Район катастрофы был английским сектором Западного Берлина. Уже через 15 минут сюда прибыл глава английской военной миссии бригадный генерал Дэвид Вилсон.
Сотрудники Британской военной полиции (RMP) немедленно окружили озеро Штессензее. По приказу бригадного генерала Девида Вилсона (David Wilson) военные водолазы приступили к поиску частей станции «Орел» и других деталей самолета. На место аварии были направлены катера, и плавучий кран, под которым работали водолазы.
В это время группа военных переводчиков миссии и военных полицейских вела переговоры с советскими военными во главе с генералом Булановым. Англичанам необходимо было любой ценой тянуть время и не допустить советских к месту катастрофы. В то же время, официальных поводов попасть в британский сектор Берлина у Буланова не было, потому и попытка силового прорыва к месту аварии могла привести к непредсказуемым последствиям. Как вспоминали англичане, дело едва не дошло до перестрелки. В это время из Фарнборо вылетела группа авиаспециалистов, а водолазы и фотографы работали с обломками самолета.
А ночью команда военных водолазов приступила к демонтажу оборудования истребителя. Западным специалистам было известно, что на нем установлен уникальный радиолокатор «Орёл-Д»…

Тела летчиков англичане достали быстро, но продолжали уверять советского представителя генерала Буланова, что все еще пытаются это сделать. Презрев неписаный кодекс офицерской чести, которому до последних секунд своей жизни были верны советские летчики.

Лишь на рассвете следующего дня тела Капустина и Янова были демонстративно уложены на плот. Но только ближе к ночи переданы советскому командованию. Англичане тянули время, потому что технические специалисты из Королевского авиационного института в Фарнборо изучали демонтированное оборудование.
Британские военные продолжали тянуть время, в то время как части радара уже направлялись в Англию для детального изучения.

Тела летчиков были выданы советской стороне только утром 8 апреля. В 14−40 того же дня к платформе с плавучим краном подошел катер, который выгрузил нескольких пассажиров. К днищу катера водолазы на тросах закрепили двигатели ЯК-28, который катер и отбуксировал к британскому берегу на обратном пути. Еще через 48 часов детали радара и двигателей были аккуратно возвращены к месту крушения. 13 апреля плот с обломками самолета причалил к берегу советского сектора и обломки самолета были возвращены представителям СССР. Конечно, некоторых деталей самолета не хватало, но англичане объяснили это трудностями поиска на дне.
Военно-техническая разведка НАТО с удовольствием познакомилась еще и со станцией радиокомандного наведения «Лазурь», и с другими техническими новинками Як-28П. И хотя к тому времени построили уже 435 таких самолетов, в серию он не пошел, и официально на вооружение так и не был принят.
Эта операция стала достоянием гласности только в 2003 году, когда на экраны вышел сериал о работе британской разведки Codename Brixmis.

Но были и трогательные человеческие проявления скорби. На прощание с летчиками в восточном секторе Берлина пришли тысячи горожан.
Юрий Янов похоронен на родине, в Вязьме, Борису Капустину отдали последние почести в Ростове-на-Дону
В могиле лежат посреди тишины
отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
огромное небо, огромное небо,
огромное небо одно на двоих.

https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/russia/1450298/Britains-secret-jet-crash-Cold-War-coup.html

Опубликовала    07 апр 2019
1 комментарий
  • Г
    Галу
    5 лет назад
    В могиле лежат посреди тишины
    Отличные парни отличной страны.
    Светло и торжественно смотрит на них
    Огромное небо, огромное небо,
    Огромное небо — одно на двоих..

    https://www.youtube.com/watch?v=cQ154ivVRkw

Похожие цитаты

Пилот с трудом отрывает самолет от земли и, с облегчением откинувшись на спинку, забыв выключить микрофон, произносит:
— Эх, сейчас бы кофе и минет!!!
Весь салон «угорает» от смеха. Стюардесса бежит в кабину пилотов сказать, чтобы те отключили микрофоны. Ей в след:
— Кофе, кофе не забудь!!!

Опубликовала  пиктограмма женщиныNatashka  28 июл 2011

Мне восемь лет и мы с родителями в отпуске на море. В последний день отдыха, папа купил мне самолет. Я выканючивал его весь месяц. Ослепительно красивый, с винтами на крыльях. Его нужно было крутить на леске вокруг себя и самолетик, стрекоча пропеллерами, кружил голову до тошноты.

Сели в поезд. Нам попался последний вагон. Я вышел в задний тамбур, и мне пришла в голову дикая авантюра: что если привязать самолет к поезду? Полетит или нет? У меня был моток тоненькой лески. Выскочил из вагона, при…

© Грубас 316
Опубликовал  пиктограмма мужчиныHunta  17 фев 2012

Дипломат, говорите?!

По всем каналам льётся вонючая патока в память о Черномырдине [9-го апреля исполнилось бы 80 лет. Прим.ред.]. Он и спаситель «Газпрома», он и гениальный премьер, он и тонкий дипломат, и рыцарь без страха и упрёка.

Смотрю и блевать тянет! Кто такой Черномырдин?

Я расскажу только то, чему сам был свидетель, и что легко могут подтвердить непосредственные участники тех событий.
Я очень хорошо помню, как шли переговоры по итогам войны в Югославии 1999 года. Как наша военная делегация медленно, но…

Опубликовал  пиктограмма мужчинытоварищ Нищеброд  11 апр 2018