Что есть добро и зло?
Вроде бы — все просто, и мы с детства знаем «что такое хорошо и что такое плохо». Мы растем, познаем жизнь, расширяя границы этого знания, боремся со злом и поддерживаем добро.
Мы хотим быть на стороне добра, и это естественно. Разве кто-то хочет быть плохим? Разве кто-то хочет сознательно причинять зло? Нет! И если даже в результате наши поступки оборачиваются злом — мы досадуем на себя или на тех, кто не понимает мотивов наших поступков — ведь мы же совершили это из ДОБРЫХ побуждений. А оно вот как все обернулось…
«Благими намерениями…» — ну все знают. И на дорожку эту ступаем мы ой, как часто! И вовсе не потому, что не различаем границы добра и зла, и не потому, что в жизни всегда четко работает только один закон — Закон Подлости, а потому, что нет ее, этой границы. Нет — и все тут!
Добро и зло — это дуальная пара. Они не могут существовать друг без друга. Это единое целое, которое мы постоянно пытаемся разделить. Это две стороны монеты, которые вроде и имеют границу, но стоит эту монету расплавить — и все, граница исчезла!
Или вот, представьте: вы пытаетесь раздавить этой монетой клопа — а что? Очень даже доброе дело! Клопы пьют кровь и разносят заразу — то есть причиняют явное зло. И убить такое гадкое создание — дело правильное и справедливое. Наша монетка «стороной добра» карает жука. Мы счастливы! Мы сделали благое дело, не дав вредным насекомым расплодиться и покусать окружающих! Ура, мы герои! Правосудие свершилось!
А теперь внимательно посмотрите на монетку. Очень-очень внимательно. Какой стороной монета обращена к вам? Вам это не нравится, правда? Потому что сверху будет надпись «Зло».
Теперь возьмем монетку, перевернем ее и рассмотрим сторону «Добро» — именно ту сторону, которой мы вершили правый суд. Что там, на этой стороне? Кровь, грязь и размазанные останки нашей жертвы. В общем — полное дерьмо, которым, кстати, мы и сами уже успели испачкаться.
Такова жизнь… Неприятно, но факт.
Если вам не совсем понятно, о чем я говорю, то представьте вместо насекомого что-либо еще: человека, которого вы считаете врагом, а посему- достойного наказания; страну, которой вы хотите принести добро в виде «правильного» государственного строя или «истинной» веры; бродячих животных, которых хотите «усыпить» в гуманных целях…
Не бывает добра без зла. Не-бы-ва-ет. Бывает наше лицемерное желание видеть только хорошее в своих поступках.
Мы убиваем подонка и бандита — да, мы правильно делаем. Но это НЕ доброе дело. Это правильный поступок, потому что мы спасаем, может быть, сотни жизней, которые отнял бы этот человек. Но это — не доброе дело. Убивая — мы сами становимся убийцами. И бремя это будем нести до конца своих дней.
И еще одна вещь: каким бы плохим не был тот человек — у него наверняка были близкие люди, которые его любили или от него зависели: родители, любимые, дети, друзья… Совершив справедливую кару, мы наказали не только его.
Все вышесказанное не имеет цели призвать всех к смирению или отказу от борьбы со злом. Я всего лишь хочу сказать, что когда вы призываете народ к борьбе — думайте о последствиях. Не о том, как все будет замечательно, если вы одержите победу, а о том, какой ЦЕНОЙ эта победа будет оплачена. Потому что нет добра и зла, а есть только наши представления об этом.