Музыка ХХ века. Композитор Евгений Дога
Евгений Дога родился 1 марта 1937 года в селе Мокра Рыбницкого района, ныне территория непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Отец погиб на войне. Будучи ещё малолетним, любил слушать сельский оркестр, пытался что-то придумывать для него. После окончания семилетней школы отправился в Кишинёв, где обучался в Музыкальном училище имени Штефана Няги по классу виолончели.
Его приняли в училище несмотря на полное отсутствие предварительной подготовки. В 1960 году окончил Кишинёвскую консерваторию им. Г. Музическу по классу виолончели, в 1965 — по классу композиции. В 1957—1962 годах — артист оркестра Молдавского радио и телевидения. Параллельно с учёбой занимался оркестровкой сочинений молдавских композиторов и полупрофессионалов, а также классиков, таких как Э. Григ, Д. Шостакович и А. Хачатурян. Карьере музыканта помешал паралич левой руки. 1 января 1957 года впервые его произведение «Новогодняя песня» была исполнена на молдавском радио детским хором и оркестром. Осенью того же года его однокурсница, будущая оперная примадонна Мария Биешу дебютировала с его песней «Белый цветок сада» на молдавском телевидении. В 1963 году пишет свой первый струнный квартет.
После окончания консерватории два года не писал музыку, увлёкся теорией музыки, написал и издал учебник для студентов. В 1962—1967 годах преподавал композицию в Музыкальном училище им. Ш. Няги, а в Музыкальном училище им. Е. Коки — теорию музыки. В эти же годы работал музыкальным редактором в издательстве «Книга Молдовы». Кроме композиторского творчества постоянно занимается концертной и общественной деятельностью. Всемирная организация интеллектуальной собственности (Женева) в знак признания его выдающихся достижений в музыке наградила специальным сертификатом в 2007 году.
Творчество На протяжении всей творческой деятельности пишет музыку в самых различных жанрах и стилях: балеты — «Лучафэрул», «Венансия»,"Королева Марго" концертная опера «Диалоги любви» и др. для хора и оркестра — симфоническая поэма «Мама» по мотивам эстампа А. Давида (1965), кантаты «Партии гимн поём» и др. кантаты для детского исполнения, для детей — произведения для скрипки. для оркестра — симфония, увертюры, произведения для эстрадного оркестра, в том числе музыкальная пьеса «Ритмы города» и многое другое.
В круг творческих интересов первыми входят поэты М. Эминеску, В. Микле, Г. Виеру. Среди русских классиков: поэты Серебряного века, В. Брюсов, К. Бальмонт, М. Цветаева, А. Кольцов, С. Есенин, Вл. Лазарев, А. Дементьев и другие. С 1967 года пишет музыку для кино. В 1960-е — 1970-е годы написал музыку почти к половине фильмов, снятых на киностудии «Молдова-фильм». В 1970 году начал творческое сотрудничество с кинорежиссёром Э. Лотяну с работы над фильмом «Лаутары» о народных музыкантах Молдовы, тех самых, чью музыку он слушал в детстве. Фильм получил несколько призов на международных кинофестивалях.
В 1976 году пишет музыку к фильму Э. Лотяну «Табор уходит в небо» о драматической любви двух молодых и гордых цыган. Фильм также получил несколько призов на международных кинофестивалях, в том числе и «Золотую раковину» на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. В 1983 году Е. Дога пишет музыку к фильму Э. Лотяну «Анна Павлова» о легендарной балерине. Это его первое обращение к балетной музыке в кино. Работал с киностудиями Молдова-филм, Мосфильм, киностудия им. А. Довженко, Азербайджанфильм, Беларусьфильм, Укртелефильм, ТВ Центр, Ленфильм, Одесская киностудия, ТО «Экран», Центральное телевидение Гостелерадио СССР и другими.
Много лет сотрудничает с режиссёрами: С. Самсоновым, Г. Натансоном, А. Панкратовым, А. Муратовым, А. Суриным, А. Прошкиным, В. Туровым, В. Дербенёвым, В. Криштофовичем, В. Мустафаевым, С. Говорухиным и другими.
Всемирную известность получил романтический вальс из мелодрамы «Мой ласковый и нежный зверь», поставленной в 1978 году Э. Лотяну по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте». Самое популярное своё произведение композитор написал, импровизируя на съёмочной площадке в подмосковной усадьбе Валуево, за одну летнюю ночь. Услышавшая и станцевавшая его первой исполнительница главной роли Галина Беляева, как и все на съёмочной площадке, подумала, что звучит ранее неизвестная классика из далёкого прошлого и была поражена, узнав, что произведение оригинальное, только что сочинённое. Вальс далеко шагнул из фильма, где впервые прозвучал: с тех пор многие молодожёны выбирают его для своего первого свадебного танца, произведение часто звучит по радио и ТВ. Вальс неоднократно использовался в масштабных зрелищных шоу: он звучал в массовой гимнастической композиции на открытии Олимпиады-80 в Москве, спустя 34 года под этот вальс исполнялась сцена первого бала Наташи Ростовой на церемонии открытия Олимпиады 2014 в Сочи. В 1988 году президент США и известный в прошлом актёр Рональд Рейган, находясь с визитом в Москве, назвал произведение Доги «вальсом века.
Произведение называют самым известным в мире киновальсом. Его музыку исполняли многие коллективы, в том числе Хор радио и телевидения Молдовы, Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Академическая хоровая капелла «Дойна», Большой детский хор Гостелерадио СССР, оркестр Национальной Румынской оперы…