Когда у человека не хватает логики, начинаются ритуалы. Взять хотя бы ритуал на Прощеное воскресенье. Разве это не абсудр — просить прощения раз в году и у всех сразу. Как будто все разом собрались отправиться в мир иной. Ритуал так же асурден, как прыжки с унитазов для исполнения ваших желаний.
Я, наверное, не православная, хотя и крещеная. Мне всегда была не очень близка идея прощения. «Ударят по правой щеке — подставь левую». Есть уровень боли, за которую мало сказать «прости». Каждый должен получить то, что заслуживает.
И все-таки, что же такое прощение? Удел слабых или удел сильных? Прощение — это снисхождение, милосердие, великодушие или индульгенция?
Есть ли смысл просить прощения у Бога, если ты убивал людей, грабил, развратничал?
Особо озадачивает, когда это делается письменно и публично. Мне начинает казаться, что человек решил покончить с собой. Не открою ничего нового, если скажу, что существует справедливая месть.
Месть- чувство древнее, оно отголосок инстинкта сохранения рода. Вот представьте себе, что если вы вблизи улья раздавили одну пчелу, то вам мало не покажется. Закон роя: мстя за одного — защищают всех. Потому как закон возмездия заложен в самой природе мира, а значит и в человеке как части вселенной. Разве преступление заставить обидчика почувствовать те же чувства обиды и несправедливости? Думаю — нет. Потому как месть проявление шестого чувства — самозащиты.
Я не потомок абреков и Робин Гуд, уж, точно, не мой прадедушка. Но я — за месть. Не за кровавую вендетту, чай, не на Сицилии живем. Я за возмездие, но кара должна быть цивилизованной. И здесь все зависит от вашего творческого воображения и интеллекта.
PS!!! Немного истории:
«В русском праве идея талиона („зуб за зуб, око за око“) еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: „отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз вы колет… самому ему то же учинить“. Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнём жгут.
Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство „паки отметить и без всякой милости голову отсечь“. Талион применялся также при ложных доносах».
В кодексе самурая было прописано, что он обязан отомстить любому, кто обидит его хозяина.
Честь мужчины-аристократа напрямую связана с его достоинством и местом в мире. Аристократы предпочитали мстить и только мстить.
Самым известным «мстителем» в классической литературе по праву считается герой Александра Дюма граф Монте-Кристо.