Считается, что в человеческом обществе не принято радоваться чужому горю, чужим проблемам и пр. Это и неэтично, и аморально, и не гуманно, и некрасиво и вообще, Крылов писал специально для этого басню. Так и сказал в ней, мол «чужому горю не смейся, голубок». Голубка он ввернул, конечно же, для сарказма, мол — кто, кроме голубка может радоваться чужому горю.
Но, тем не менее, в обществе это есть и, если вы умеете читать поведение людей и особенно мимику, то наверняка не раз видели чью-то улыбку, когда кто-то упал и много разных вариантов подобного.
Есть такая вещь — микровыражения. Спасибо Полу Экману. Хотя природу эмоций изучал еще Чарльз Дарвин.
Однажды я на работе споткнулся и неудачно упал. Вряд ли кому-то могло быть смешно, но на лице товарища я случайно успел увидеть очень довольную ухмылку. А товарищ мой… Бывает заболел кто-то в семье, ну вы делитесь, любит спросить что да как — чуть не всю историю болезни. Раньше я воспринимал это как сочувствие. Как сопереживание и участие.
Теперь я понимаю весь цинизм этой «отзывчивости»
И он, конечно же, даже себе не признается, что получает удовлетворение от чужой боли. Он искренне считает себя действительно хорошим человеком… Только на его лице реального сопереживания я никогда не видел. Все как-то механически. Будто выполняет программу правил приличия.
А вот довольную морду видел не раз.
Так что меня ничуть не удивляет, что люди иногда совершенно «неожиданно» становятся предателями. Как «неожиданно» они меняют к вам отношение, когда вдруг вы дали какой-то там повод.
Но все это есть сплошь и рядом, и в том числе и в тебе. Тебя может лишь утешать, что осознанно ты никому не желал зла.
Соседа обокрали? — слава богу не меня.
На фирму наехала налоговая? — нуу, нет дыма без огня.
Его бизнес разорился? — м, жаль… но так ему и надо
…