Великие фильмы Леонида Гайдая — безусловный шедевр советского кинематографа. Его комедии часто противоречили официальной установке, были подчёркнуто антисоветскими.
«Песня Мошенника» и «Кавказская пленница»
«Песня мошенника» — американская комедия, выпущенная в 1930 году. Действие в ней происходит на Кавказе в 1910 году. Русский преступник влюбляется в принцессу Веру и хочет её похитить, для чего выбирает себе в сообщники местных жителей — Мурзу-бека и Али-бека. Вся троица путешествует по разным местам, попадает в комические ситуации и поёт песни. Идею и многие моменты этого голливудского фильма Леонид Гайдай передал в своей «Кавказской пленнице». Из «Песни мошенника» он позаимствовал даже образы главных героев.
«Бей первым, Фредди!»
Это прообраз «Бриллиантовой руки», датский фильм 1965 года. Героя — простого продавца игрушек — похищает шпионская банда в тот момент, когда он сходит с корабля: его принимают за тайного агента.
Одного из бандитов зовут Колик — практически тот же Лёлик. Одной из игрушек, которые продаёт главный герой, является выскакивающий из табакерки чёртик, с его помощью он дурит разбойников. Точно такого же чёртика привозит из-за границы и герой «Бриллиантовой руки». Заимствований в этом фильме куда больше, чем в упомянутой выше «Кавказской пленнице».
«Двенадцать стульев»
И этот свой шедевр Гайдай создал, просмотрев прежде одноимённую американскую комедию. Из неё он позаимствовал многие комические сцены — например, эпизод, в котором отец Фёдор ворует колбасу.