" We will rock you" https://www.youtube.com/watch?v=-tJYN-eG1zk
"Total eclipse of the heart" https://www.youtube.com/watch?v=lcOxhH8N3Bo
https://chrdk.ru/news/nervous-sad-poor
Но это не музыка испортилась, а предпочтения массовой аудитории
Двое исследователей из Технологического института Лоуренса в США с помощью машинного анализа определили, что с 50-х годов прошлого века предпочтения слушателей сместились в сторону гораздо более грустных и злых песен, в то время как радостные песни только теряют популярность.
Музыка — важная часть мировой культуры. По тому, как изменяется популярность тех или иных песен, можно судить о настроениях массовой аудитории. Изменение этих настроение за последние 65 лет и решили проверить два аналитика данных, использовав рейтинг Hot 100 журнала Billboard с 1951 по 2016 год.
Журнал о музыке Billboard ведет ежегодный рейтинг 100 самых популярных песен. Сначала для определения популярности использовалось три критерия: объем продаж пластинок, количество проигрываний на радио и в музыкальных автоматах. Поскольку способы потребления музыки со временем менялись, журнал со временем менял критерии оценки. Так, с 2011 года он принимает во внимание проигрывание музыки на стриминговых сервисах Spotify, Rhaspody, Muve Musi, а с 2013-го учитывает и клипы, загруженные на Youtube. До 1958 года журнал составлял три отдельных рейтинга, и исследователи выбрали тот, что отражал продажи в магазинах.
Для анализа текстов 6000 песен исследователи применили анализ тональности текста, который по ключевым словам определяет содержащиеся в нем мнения, эмоции и общую тональность высказывания. Этот метод часто применяют для анализа сообщений в соцсетях или СМИ, чтобы оценить общественные настроения. Сентимент-анализ выполняется на трех уровнях: анализ тональности отдельного предложения (в данном случае — строчки песни), анализ всего текста и аспектный анализ, который определяет отношение автора к сказанному.
Анализ выполнили с помощью инструмента Tone Analyzer от IBM. Он относит найденные в тексте слова и предложения к тональностям трех типов: эмоциональная (например, страх, отвращение, радость), языковая (аналитические или неуверенные суждения) и социальная (открытость новому, приятность, сознательность) — всего 13 видов разных характеристик. Причем алгоритм также выставляет каждой характеристике оценку от 0 до 1. Все, что больше 0,75, считается сильно выраженной характеристикой. По совокупности всех оценок отдельных предложений алгоритм высчитывает общую тональность текста.
В своей статье авторы приводят в пример разницу между хитами Бонни Тайлер и группы Queen (см. верхнее прим.). Так, первая строчка песни Total eclipse of the heart Бонни Тайлер звучит как «Turn around, every now and then I get a little bit lonely and you’re never coming round» («Вернись, время от времени я чувствую себя немного одиноко, а ты никогда не заходишь»). Анализ показал, что основная эмоция этой строчки — грусть с интенсивностью 0,786. Это также основная эмоция всей песни (общая оценка «грустности» — 0,52). В то время как радости в песне всего 0,09, страха — 0,3, а сознательности — 0,08.
А первая строчка песни группы Queen We will rock you — «Buddy you’re a boy make a big noise, playin' in the street gonna be a big man some day» («Приятель, ты пацан, который много шумит, играя на улице, но станешь однажды большим человеком») — оценивается как приятная (0,64), экстраверсивная (0,85) и выражающая страх (0,39). А вот отвращения и грусти в ней почти нет (около 0,07).
Проанализировав таким образом 6000 песен из чартов Billboard, исследователи выяснили, что выражение злости в текстах популярных песен неуклонно росло с 50-х. Лишь в 1982—1984 годах был единственный помимо начала 50-х период, когда агрессивность песен снижалась. Но уже в середине 90-х песни снова стали отчетливо злее.
Выражение грусти, отвращения и страха также постепенно увеличивалось, хотя и более плавно, чем злости. Отвращение росло постепенно, в начале 80-х снизилось, а в середине 90-х снова стало расти. Страх популярная музыка выражала все 1980-е, в 1988 году выраженность этой эмоции внезапно сильно снизилась. Следующий скачок страха в музыке приходится на 1998—1999 годы, а в нулевые он опять пропадает.
Радость была главной эмоцией 1950-х, а затем только снижалась. Только в середине 70-х она ненадолго возросла. С чем именно это связано, однако, исследователи не уточняют.
Ученые отдельно подчеркивают, что анализировалась не вся выпущенная за год музыка, а только самые популярные композиции. Так что данное исследование говорит не об изменении настроения музыки со временем, а о том, как менялись предпочтения массовой аудитории.
Интерес к музыке исследователи проявляют неспроста. Возможно, она поможет лучше понять человеческую культуру — недавно американские исследователи признали ее универсальным языком, на котором говорит человечество.