Эффект стула: объяснение феномена Ольги Бузовой
Часто стал встречать в ленте посты примерно такого содержания: «Не понимаю феномен Ольги Бузовой, почему она так популярна?».
На самом деле разгадка совсем не сложная. Это всего лишь «Эффект стула».
В конце девяностых годов прошлого века в Голландии на одном из телеканалов решили устроить экспериментальное реалити-шоу.
Каждый час в эфире (на одну минуту) включали прямую трансляцию из пустой комнаты, в которой стоял деревянный стул.
Стул был самый обычный. Он не умел петь или танцевать. У него не было никаких дизайнерских фишек. Такой стул мог найтись практически в каждом доме.
Зрители удивлялись, а зачем нам это показывают? В местной прессе даже вышло несколько статей о самом бессмысленном шоу в мире. Зрители и телеритики хихикали и подсмеивались, а некоторые наблюдатели даже откровенно издевались над создателями проекта. В чём фишка?
Но через неделю стул повернулся немного влево. Те, кто заметили, задались следующим вопросом… «Зачем это было сделано?» Некоторые особо впечатлительные люди даже потребовали вернуть расположение стула обратно.
Началась оживлённая дискуссия. Никто ничего не понимал, но у каждого уже сложилось своё представление о том, как должен правильно стоять стул. Прямо или немного влево.
Ещё через неделю стул резко повернулся на 180 градусов. И тут случилась настоящая истерика. К обсуждению того, как должен стоять стул, подключились даже информационные программы других каналов.
Прошла ещё неделя, и стул начал менять своё положение каждые сутки, а ещё через неделю каждый час прямого эфира. Аудиторию реалити-шоу разрывало на части от любопытства. Зрители гадали и делали ставки, пытались предсказать следующую позицию. У стула появились свои фан-клубы и хейтеры.
Вся Голландия обсуждала стул. Стул, стул и только стул.
Дальше стало ещё интереснее. Что именно, я рассказывать не буду. Гугл в помощь. К феномену Бузовой это уже отношения не имеет. Так вот…
Любой объект, погруженный в медиапространство, даже самый бессмысленный, способен накапливать информационную энергию. Важна только частота или периодичность его трансляций и упоминаний.
Объекту всего лишь нужно крутиться на одном месте, время от времени меняя градус своего расположения.
Если мы часто на что-то смотрим (читаем/слушаем), то это автоматически пробуждает в нас бессознательный интерес и приковывает наше внимание.
Как у собачек Павлова при виде еды выделяются слюни, у современного потребителя медиа в голове появляются «мозговые слизни» с большими присосками.
Это не Оля Бузова плохая или хорошая. Глупая или гениальная. Это мы с вами так устроены.