Один из самых дорогих памятников-мозаика на «Новокузнецкой»: создавалась в блокадной Ленинграде под руководством академика Фролова, умершим от голода;
Владимир Александрович Фролов работал над мозаиками до последнего вздоха! Фролов успел закончить работу в 1942 году, незадолго до своей смерти от голода, несмотря на то, что работал в крайне тяжёлых условиях: выбитые стёкла в мастерской были заменены фанерой, и мастер трудился практически в одиночку и почти вслепую, при слабом свете небольшой керосиновой лампочки. Им выполнены: Мозаики на станции метро «Маяковская»);
Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (1941−42 гг.; станция открыта в 1943 г.);
Мозаики на станции метро «Новокузнецкая» (предназначались для установки на ст. «Павелецкая») в Москве. Мозаики примечательны тем, что работа над ними велась Фроловым в блокадном Ленинграде в 1941—1942 годах. В 1943 году мозаики были вывезены по «Дороге жизни» в Москву, где и украсили станцию метро. В 2013 году на «Новокузнецкой» открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова»
А строительство станций третьей очереди. Замоскворецкий радиус и продолжение Покровского от курского вокзала, прерванное войной и затем продолженное, когда враг был только отброшен от Москвы. Недаром на них установили памятные таблички: «сооружена в годы Великой отечественной войны».
А сохранившаяся фасадная стена Павелецкой — как огромный музейный экспонат внутри нового вокзала — как настоящий памятник подвигу метростроевцев. Сдавали же уже в 43−44 годах, а возобновили строительство ещё в 42-м
Между прочим, начальником строительства на ней был Николай Данелиа, отец кинорежиссёра. а главным инженером — жена «врага народа» Бабеля — Антонина Пирожкова.
Метро «Автозаводская». Потрясающей красоты облицовочный камень и великолепные мозаики. Выдержка из Вики: Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны». Мозаики были выполнены в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. На этапе разработки картонов для консультации приглашался академик живописи Е. Е. Лансере. В. А. Фролов работал над мозаиками станции с 1941 года до своего последнего дня жизни 3 февраля 1942 года. Готовые мозаики были доставлены из Ленинграда в Москву по «Дороге жизни», причём, судя по сохранившимся фотографиям, часть из них была установлена уже после открытия станции. Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Путевые стены станции до уровня перрона облицованы чёрным диабазом, выше — мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов, от кремовых и розоватых до топлёного молока и слоновой кости. От потолочных сводов путевые стены отделены тонким лепным фризом из дубовых листьев. Колонны отделаны светлым с тёмными прожилками гематита алтайским мрамором Ороктойского месторождения (так называемый «ороктой»; в Московском метрополитене это — первое использование такого мрамора[12]). Основания колонн — тоже чёрный диабаз. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из чёрного и серого гранита. Укладка более 1500 м² гранитных полов, получивших впоследствии широкое распространение, была произведена впервые в истории Московского метрополитена[21]. Перрон был заасфальтирован, а ограничительная линия у края платформы выложена метлахской плиткой[22].
Серьёзной проблемой при отделке интерьера станции стало недостаточное количество мрамора «ороктой». Примерно треть общего числа колонн в середине станции пришлось оштукатурить и окрасить под мрамор. После Победы в войне транспортное сообщение было налажено, и оставшиеся колонны были облицованы мрамором того же месторождения.
Владимир Александрович Фролов работал над мозаиками до последнего вздоха! Фролов успел закончить работу в 1942 году, незадолго до своей смерти от голода, несмотря на то, что работал в крайне тяжёлых условиях: выбитые стёкла в мастерской были заменены фанерой, и мастер трудился практически в одиночку и почти вслепую, при слабом свете небольшой керосиновой лампочки. Им выполнены: Мозаики на станции метро «Маяковская»);
Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская») под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (1941−42 гг.; станция открыта в 1943 г.);
Мозаики на станции метро «Новокузнецкая» (предназначались для установки на ст. «Павелецкая») в Москве. Мозаики примечательны тем, что работа над ними велась Фроловым в блокадном Ленинграде в 1941—1942 годах. В 1943 году мозаики были вывезены по «Дороге жизни» в Москву, где и украсили станцию метро. В 2013 году на «Новокузнецкой» открыта мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова»
Московское метро.
Московское метро, моей судьбы площадка,
Тунель, а что там впереди, всегда загадка,
Новослободская, пятерка красная, Я дома,
На Комсомольской лавочка, до слез знакома,
На Барикадной, Зоопарк, Высотка, ВИННЫЙ,
На Павелецкой переход чертовски длинный,
ВДНХа, конечная была, приветик детству,
Девчонка здесь одна жила, когда то по соседству,
Здесь был прочитан весь Бальзак, Роман-Газета,
Здесь, нынче видно все не так, кричу, но нет ответа…
Девчонка стала мне женой, МЕТРО СПАСИБО,
За то, что нарожала дочерей КРАСИВЫХ,
Увы, последний раз был разговор, здесь с командиром,
МОСКОВСКОЕ МЕТРО-ЖИВИТЕ С МИРОМ…