Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (до принятия монашества — Варфоломей Кириллович) (около 1321, близ Ростова Великого, — 25.09.1391, Троице-Сергиев монастырь, ныне Сергев Посад Московской области) — русский церковный и политический деятель. Родился в семье боярина. Семья Сергия Радонежского, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от г. Радонежа.
Сергий Радонежский вместе со старшим братом Стефаном около 1330−40 основал Троицкий монастырь (см. Троице-Сергиева лавра) и стал его вторым игуменом (около 1353−91). Сергий Радонежский ввёл в монастыре общежитийный устав, уничтожив существовавшее до того раздельное жительство монахов.
Принятие общежитийного устава и его последующее распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные феодальные корпорации.
Моральный авторитет Сергия Радонежского, тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского (Сергий Радонежский был крёстным отцом его сыновей Юрия и Петра), виднейшими боярами и высшими церковными иерархами позволяли ему активно влиять на церковные и политические дела своего времени.
В 1380 он помог Дмитрию в подготовке Куликовской битвы, а в 1385 улаживал его конфликт с рязанским князем Олегом. Сергий Радонежский похоронен в основанном им монастыре; канонизирован русской церковью. Древнейшее «Житие» Сергия Радонежского написано Епифанием Премудрым.
Сергий Радонежский с младенчества тянулся к Богу. Преподобный отец Сергий родился в знатной боярской семье у благочестивых родителей по имени Кирилл и Мария. Точный год рождения отца Сергия не известен, но по свидетельству его ученика Епифания Премудрого — это 1314-й. Считается, что ещё до рождения Сергия Радонежского, Бог уже избрал младенца себе на службу и подал об этом знак верующим: когда Мария незадолго перед родами пришла, как обычно, в церковь на литургию, младенец у неё во чреве три раза (в наиболее значительных местах богослужения) вскрикнул так, что это услышали все присутствующе в церкви. У младенца, тогда ещё Варфоломея, наблюдалась и такая особенность — он не прикасался к груди матери в те дни, когда она ела мясо, и полностью отказывался от молока по средам и пятницам (известные постные дни у православных).
Сергию Радонежскому в детстве не давалась грамота. В семь лет мальчик вместо со старшим братом Стефаном и младшим — Петром был отдан на учение, однако, в отличие от братьев, которые учились хорошо, Варфоломей ничего не мог запомнить. Православные склонны рассматривать этот эпизод из жизни святого как символ того, что мудрость преподобного Сергия была дана ему Богом, а не людьми. Впрочем, в детстве Варфоломей ни о чём подобном скорее всего не думал, а горячо молил Господа дать ему книжное разумение. Как-то раз, мальчик пошёл по просьбе отца за лошадьми, и встретил на дороге ангела в образе инока. Варфоломей попросил у божественного старца заступничества перед Богом, и после молитв последнего, стал довольно стройно читать псалмы, которые раньше он никак не мог выучить.
Сергий Радонежский с детства вёл монашеский образ жизни. Варфоломей не пропускал ни одной церковной службы, не играл в шумные игры с другими детьми, посвящал всё своё время познанию божественной мудрости, вкушал только хлеб и воду, а по средам и пятница — вообще ничего не ел.
Сергий Радонежский в начале своего жизненного пути подвизался в глухом лесу. Вследствие опустошения юга России татарами и непомерных поборов московского князя Ивана Калиты, родители Сергия (мальчику на тот момент было 15 лет) бежали в Радонеж, место правления младшего сына Калиты — Андрея, обещавшего всем переселенцам свою помощь и налоговое облегчение. В 20 лет Варфоломей принимает решении подстричься в иночество, но родители, ссылаясь на старческую немощь в отсутствии уже обзаведшихся собственными семьями братьев, уговаривали его позаботиться какое-то время о них. Оставшееся после их смерти скудно наследство Сергий раздаёт бедным, часть отдаёт младшему брату Петру и вместе со старшим Стефаном, к тому моменту овдовевшим, уходит в «пустыню» — густые и дремучие леса. На месте под названием «Маковец» братья воздвигают хижину, а затем небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Позднее на этом месте будет воздвигнута знаменитая Свято-Троицкая Сергиевская Лавра. Не выдержавший пустынной жизни Стефан через недолгое время покидает Варфоломея, и будущий Сергий Радонежский остаётся в глухих лесах один. Пройдя через тяготы монашеской жизни, поняв, что он в силах взять на себя такую судьбу, 23-летний Варфоломей призывает к себе игумена Митрофана, тот подстригает его в иночество и даёт ему новое имя — Сергий.
У Сергия Радонежского была власть над бесами. Во время его одинокого подвижничества в лесу, бесы постоянно испытывали преподобного — они смущали его, соблазняли и, разозлённые неудачами, грозили смертью. Молитвою и крестом отгонял их от себя отец Сергий. И так продолжалось до тех пор, пока смиренный инок не стал игуменом своей разрастающейся обители.
Поначалу у Сергия Радонежского были 12 учеников. Со временем молва о преподобном Сергии разошлась по округе, к нему начали стекаться богобоязненные иноки и проситься в братию. Таких людей набралось 12, и число это сохранялось довольно долгое время. В случае, если кто-то из братьев умирал, на его место как бы из ниоткуда приходил другой человек, желающий подвизаться в монастыре.
Сергий Радонежский сам работал в обители. Желая служить всем, как Господь служил, преподобный Сергий, сам строил кельи, носил воду для братьев, рубил дрова, пёк хлеб, шил одежду, готовил пищу и исполнял другие домовые и хозяйственные работы. Особенно отец Сергий любил печь просфоры, не гнушался и варением кутьи, а также катанием свеч для богослужения.
Сергий Радонежский не хотел быть игуменом. Он долгое время отказывался от этой должности, но в итоге братия, отчаявшись зашантажировать преподобного своим уходом из обители, испросила его у замещавшего митрополита игумена Афанасия, которому преподобный просто не смог отказать.
Сергий Радонежский при жизни творил чудеса. Например, когда обители стало не хватать воды по причине маловодности источника, отец Сергий спустился в близлежащую чащу, помолился там над дождевой водой и вымолил у Бога не только обильный, но и целебный источник, воды которого хватало не только обители, но и живущим в округе крестьянам. Сергий Радонежский известен также, как святой, вылечивший многих людей, как от телесных, так и от душевных заболеваний. Известны случаи излечения им людей со смертельными болезнями и одержимых бесами. Братья как-то раз видели рядом с отцом Сергием, служившим в алтаре, божественного мужа с лицом белее снега, в другой раз — они были свидетелями огненного пламени, окружавшего преподобного. Об этих случаях, Сергий Радонежский из скромности просил свидетелей молчать и поведать обо всём только после его кончины, о которой он, кстати говоря, также узнал и сказал об этом братии заранее.
Сергию Радонежскому были знамения о неоскудении его обители. Так как-то раз ночью преподобный Сергий увидел свет и услышал голос с неба, указавший ему на внезапно появившихся птиц, символизирующих иноков. Наиболее же известным случаем считается явление отцу Сергию Богоматери вместе с апостолами Петром и Иоанном, пообещавшей никогда не оставлять обитель своими милостями.
Сергий Радонежский основал не только Троице-Сергиевскую Лавру. Также его считают основателем Борисоглебского монастыря близ Ростова, Благовещенского монастыря на Киржаче, Спасо-Андрониевского монастыря в Москве, Старо-Голутвина монастыря около Коломны. Кроме того, более 40 обителей было основано его учениками.
Сергий Радонежский предсказал Дмитрию Донскому победу над Мамаем. Перед решающей битвой отец Сергий осенил князя крестом и дал ему в подмогу бывших бояр, нынешних иноков Александра Пересвета и Андрея Осляблю, сыгравших важную роль в освобождении Руси от татарского нашествия. На поле боя преподобный Сергий послал икону Господа Вседержителя, а в день битвы — просфоры и своё благословение. Во время битвы с татарами Сергий Радонежский молился и провидел битву, а также всех погибающих, и молился за них.