Кто приходит в Рождество: 9 необычных сказочных созданий
Если вас не удивить Дедом Морозом, Снегурочкой и Санта-Клаусом, то познакомьтесь с еще девятью не слишком известными рождественскими существами из разных уголков планеты. Одни появляются в праздник, чтобы порадовать людей, другие — чтобы наказать.
Тио де Надаль
В Испании и Андорре в домах перед праздниками появляется рождественское полено. Оно представляет собой пенёк с двумя или четырьмя ножками, на поперечном разрезе которого изображена улыбающаяся рожица. Чтобы полено не мерзло, его накрывают пледом.
В Каталонии Тио де Надаль, или просто Тио, обычно наряжают в традиционный головной убор — барретину (barretina). Полено появляется в доме 8 декабря, после чего в течение двух недель его нужно «кормить» фруктами или хлебом. В сочельник, 24 декабря, полено начинают колотить палками, распевая песни, в которых требуют от Тио де Надаля подарков.
Обряд предназначен в первую очередь для детей. Родители отсылают их из комнаты и подкладывают под плед рождественского полена сладости и безделушки. Это не полноценные подарки на Рождество, а, скорее, сувениры, которые должны создавать праздничное настроение. Дети делят их между собой.
Караконджул
Караконджул, или святочный демон, разгуливает по Балканам с 25 декабря по 6 января. Как правило, этих существ изображают темными и волосатыми, а некоторые части их тел — это конечности животных.
Караконджулы выбираются на поверхность земли под Рождество, чтобы строить козни людям. В остальное время они живут под землёй. Согласно преданию, весь год они пилят Мировое дерево: когда им удастся закончить работу, оно упадёт вместе с Землёй. Но каждый год, когда демоны заканчивают работу, наступает Рождество. Караконджулы бросают работу, чтобы порезвиться на поверхности, а спускаясь под землю, обнаруживают, что дерево успело зажить, поэтому им приходится начинать все сначала.
Чёрный Пит
В Бельгии и Нидерландах рождественского деда Синтаклааса сопровождает Чёрный Пит. Впервые он появился в написанной в XIX веке книге «Святой Николай и его слуга». В ней рассказывается о том, что Синтаклаас и его помощники живут в Испании, но в середине ноября приплывают в Голландию и Фландрию. Чёрный Пит — слуга рождественского деда, он помогает ему в том числе и в раздаче подарков. При этом непослушные дети получают от него кусочки угля.
Чёрным слугу называют из-за цвета кожи, который чаще всего объясняют его африканским происхождением или тем, что он вымазался в саже, проникая в дома через дымоходы. Обычно у него тёмное лицо, ярко красные губы, курчавые волосы и золотые кольца в ушах, а одет он в костюм испанского слуги XVI века. Часто на стариных иллюстрациях Синтаклааса сопровождают несколько Чёрных Питов.
Любопытно, что в последнее время внешний вид слуги стал в Нидерландах предметом бурных общественных дебатов: некоторые считают этот образ расистским и дискриминирующим население страны африканского происхождения.
Евльский козёл
Традиция устанавливать в центре шведского города Евле огромного соломенного козла существует с 1966 года. В Скандинавских странах это животное символизирует Рождество: долгое время именно рождественский козёл Юлебукк приносил подарки на праздник. Ещё в XIX веке жители наряжались козлами, но постепенно эта традиция исчезла. Теперь подарки приносит рождественский дед.
А Евльский козёл стал частью городской истории, потому что его постоянно пытаются сжечь. Причём злоумышленники ухитряются поджигать соломенную скульптуру, несмотря на заграждения и специально организованную охрану. По данным за декабрь прошлого года, козла уничтожали тем или иным способом уже 37 раз.
Бефана
Ведьму Бефану можно встретить в Италии 5 и 6 января. Из-за остроконечной шляпы, метлы и крючковатого носа она напоминает Бабу-Ягу. Бефана прилетает ночью и раскладывает подарки в рождественские чулки, поэтому у неё за плечами просторный мешок. Считается, что на неё нельзя смотреть, иначе ведьма может наподдать любопытным метлой. Поверье придумано, чтобы в Рождественскую ночь дети оставались в постелях.
Итальянцы оставляют для Бефаны вино и угощение, а непослушным детям достаются угольки. Именно поэтому в Италии в большом количестве продаются напоминающие угли большие куски сахара т`много цвета, которые практически невозможно есть из-за их тв`рдости и размера. Иногда Бефану считают злой ведьмой, поэтому в центре итальянских городов устанавливают е` скульптуру, которую сжигают в конце торжеств.
Существует несколько версий, объясняющих передвижение ведьмы. Самая распростран`нная предполагает, что Бефана не успела найти младенца Иисуса до его рождения, поэтому обречена искать его среди других детей вечно, попутно одаривая их подарками. По другой легенде, Бефана встретилась с Иисусом после смерти собственного реб`нка. От него она получила дар в Рождество становиться матерью для каждого ребёнка в Италии.
Каганер
В Португалии, Южной Италии и некоторых областях Испании частью рождественского вертепа является раскрашенная фигурка человечка со спущенными штанами. В прошлом каганеры изображались в традиционной одежде крестьян, но в наши дни прообразами для таких фигурок становятся знаменитые политики, артисты, спортсмены и звёзды шоу-бизнеса. Справляющая нужду фигурка символизирует существующий в природе круговорот веществ, а также телесное здоровье.
Каганера в Рождество часто прячут в доме, а гости должны его разыскать. Нашедшему фигурку будет весь следующий год сопутствовать удача. Интересно, что церковь терпимо относится к этому обычаю, который пользуется у жителей обозначенных областей неизменной популярностью. Так, в 2005 году в Барселоне местные власти не включили каганера в число официальных рождественских символов, так как посчитали человечка со спущенными штанами образцом непристойного поведения. Жители города посчитали это отказом от каталонских традиций, и в следующем году власти изменили решение.
Серая лошадь
В британском Уэльсе с Рождества и до конца января на улицах можно встретить праздничное шествие во главе с Серой лошадью. Для этого один из участников процессии надевает белый балахон и вооружается палкой с лошадиным черепом. Задача Серой лошади — пугать местных жителей, клацая челюстью. Кроме того, лошадь и другие участники шествия устраивают песенные и стихотворные соревнования с жителями домов, в которые наведываются.
В конце лошадь и её спутников приглашают в дом и угощают, в благодарность участники шествия развлекают хозяев песнями и плясками.
Крампус
Крампус — ещё один спутник Св. Николая, который приходит к детям в ночь с 5 на 6 декабря со своим хозяином. Только, в отличие от самого Св. Николая, который дарит подарки тем, кто хорошо себя вел, Крампус наказывает непослушных ребят. Внешне он напоминает черта, так как у него есть рога, раздвоенные копыта и жуткий длинный язык. Детей нередко пугают тем, что тех, кто плохо себя ведет, он забирает с собой. Для этого у Крампуса есть мешок или короб. Кроме того, Крампуса нередко изображают с розгами или кнутом, которые недвусмысленно намекают, как именно наказывают непослушных.
В Крампуса верят в Южной Германии, Австрии, Чехии, Лихтенштейне, Словакии, Словении, а также в некоторых частях Хорватии и Северной Италии. В этих странах в предрождественские недели часто устраивают праздничные шествия, при этом многие жители одеваются Крампусами. Такой костюм состоит из накидки из овечьей или козлиной шкуры, деревянной маски с рогами, пояса с бубенчиками, накладного хвоста, цепи и короба.
Йольский кот
Йольский кот обитает в Исландии и связан с кельтским праздником зимнего солнцестояния Йолем. По времени он совпадает с Рождеством, поэтому в наши дни стал одной из рождественских традиций.
Согласно легенде, огромный злобный чёрный кот живет в ледяной пещере, но перед зимними праздниками приходит в села и деревни. Он обходит дома в поисках лентяев, которые не обзавелись новой шерстяной одеждой, и съедает их.
Предание о йольском коте в прошлом должно было мотивировать не слишком расторопных работников и детей закончить обработку состриженной осенью овечьей шерсти до Рождества. В процессе они обзаводились шерстяными обновками.