Уже сейчас ряд прибрежных городов по всему миру страдает от всё более частых и смертоносных ураганов и цунами. Города и их жители изо всех сил пытаются справиться с участившимися наводнениями, но человек бессилен против природы. Удастся ли людям найти выход из критической ситуации, обрести гармонию со стихией и обратить её силу на пользу?
Тонущие города: прошлое, настоящее, будущее
Пока учёные спорят о том, что такое глобальное потепление: циклическое природное явление или процесс, который запущен деятельностью человека в XX—XXI вв.еках, — мы стоим перед неоспоримым фактом: уровень Мирового океана повышается, и, возможно, с ускорением. К концу столетия уровень воды может стать выше на 66 см. В результате города, которые находятся ниже или незначительно выше этой линии, возможно, будут полностью затоплены.
Майами: вода под ногами
Майами — один из главных кандидатов на затопление на нашей планете. Несмотря на то, что это место ассоциируется с земным раем и участки земли там стоят недёшево, в не столь отдалённом будущем фешенебельный курортный город может полностью уйти под воду. Так уж случилось, что Майами не повезло сразу по нескольким показателями. Во-первых, его высота над уровнем моря составляет, по разным данным, от полуметра до двух метров. Во-вторых, город стоит на пористом известняке, который впитывает влагу как губка. Иными словами, вода наступает со всех сторон — с неба в виде обильных дождей, с моря из-за приливов и штормов и снизу, когда вода ищет выхода на поверхность. Наконец, в-третьих, Майами то и дело оказывается на пути ураганов, которым уже удавалось сносить его под основание. Так случилось в 1926 году, когда на Майами налетел ураган, впоследствии названный «Великим майамским». Ветер дул со скоростью выше 200 км/ч, а высота волн превышала 3,5 м. При этом город был не готов к катаклизму: из-за слишком большой скорости ветра жители оказались застигнутыми врасплох. Те здания, которые устояли против ветра, затапливало водой. В итоге Майами превратился в руины, а более 5000 человек погибли. Город погрузился в глубокий экономический кризис — потери превышали 700 млн долларов, — поэтому считается, что в Майами Великая депрессия началась на три года раньше, чем в остальных регионах США.
В 1992 году случилась катастрофа сопоставимого масштаба: ураган «Эндрю» снова буквально сдул и затопил Майами. Скорость ветра на этот раз достигала 265 км/ч, а ущерб составил 26 млрд долларов — рекордные показатели для потерь от природного бедствия на тот момент.
Не так давно, в 2017 году, ураган «Ирма» грозил повторением катастрофы 1926-го, неслучайно в США он получил прозвище «Ирмагеддон». Губернатор штата Флорида отдал распоряжение эвакуировать около полумиллиона человек из прибрежных населенных пунктов, и в первую очередь из Майами.
Никто не гарантирует, что подобные катаклизмы не будут повторяться, более того, климатологи считают, что раз за разом будут приходить все более грозные ураганы и наводнения. Но даже и без ураганов океан постоянно угрожает городу. Сегодня местных жителей не удивить затопленным подвалом и гаражом: уровень воды год за годом становится все выше.
Предполагается, что к 2100 году город опустится на 80−155 см, то есть, по всей вероятности, будет стоять ниже уровня моря. Если за восемь лет, с 1998 по 2005 г., по данным Университета Майами, уровень моря повышался в среднем на 3 мм в год, а в городе случилось 16 наводнений, то за следующие восемь лет, с 2006 по 2013 г., скорость повышения воды составляла 9 мм в год и выше, а количество наводнений составило 33, то есть увеличилось более чем вдвое.
Но даже если наводнений нет, наступление океана чревато разрушительными последствиями для городской инфраструктуры. На юге Флориды почти 90% пресной воды добывается из-под земли, но соленая морская вода, проникая через пористый известняк в подземные резервуары, делает их непригодными для использования. Кроме того, этого наступления может не выдержать канализация, постоянно подвергающаяся агрессивному воздействию соли. Еще одна проблема — эрозия пляжей: песчаные дюны, которые служат естественным препятствием воде, становятся все ниже.
В настоящее время в городе борются с угрожающей ему водой тремя основными способами. Во-первых, это реконструкция канализации и дождевых стоков. Во-вторых, установка на улицах и в зданиях насосов, откачивающих воду. И в-третьих, искусственный подъем городских улиц. Уже сделанные в эти области инвестиции измеряются сотнями миллионов долларов, а запланированные на будущее — в миллиардах.
Шанхай: губки на крыше
Уже само название Шанхая говорит о непростых взаимоотношениях города и моря. Второй иероглиф в его названии обозначает море, а первый — это «верх» в самом широком смысле. Отсюда появляются самые разные трактовки, самая распространенная из которых — «выступающий (или возвышающийся) над морем». Однако, откровенно говоря, Шанхай над морем не особенно-то и возвышается — всего на четыре метра. И в ближайшем будущем с учетом постоянно повышающегося уровня воды в Мировом океане и этих четырёх метров может не стать.
Несколько лет назад учёные одного из крупнейших университетов Великобритании, Университета Лидса, проанализировали уязвимость ряда крупных прибрежных городов к наводнениям. В результате Шанхай оказался самым уязвимым из всех упомянутых в исследовании населённых пунктов. Это не значит, что риск наводнений в этом месте выше, чем в других прибрежных городах, но свидетельствует, что последствия от крупного катаклизма в Шанхае будут особенно катастрофичными.
Население города составляет около 24 млн человек, при этом в Шанхае нет надёжной защиты против наводнений и мало убежищ на случай катаклизма. Мало того, что море поднимается, — под тяжестью зданий проседает и грунт, а на смену хижинам пришли небоскребы.
Впрочем, наводнения в Шанхае не то чтобы явление из ряда вон выходящее — вода наступает на город ещё с тех времен, когда он был маленькой рыбацкой деревней. В XVI веке вокруг Шанхая, ставшего к тому времени одним из крупнейших портов Юго-Восточной Азии, была построена стена-дамба для защиты как от воды, так и от пиратов, то и дело совершавших набеги. Стена высотой 8 м и длиной около 4,5 км охватывала город кольцом. К XVIII веку, когда город разросся, вдоль береговой линии шла стена протяженностью уже около 33 м, примерно четырехметровый ее участок, сохранившийся до наших дней, входит в городской список национального культурного наследия.
Но защищаться Шанхаю нужно не только от моря — разливы реки Янцзы тоже способны принести городу много бед. При сильных ливнях (а муссонные дожди — это нормальное для этого региона явление) река выходит из берегов и затапливает все вокруг на километры. Так, в 1911 году в результате разлива Янцзы в Шанхае и близлежащих городах утонуло около 100 тыс. человек, еще примерно столько же погибло от голода и жестокости мародеров.
В этом году на Шанхай обрушилось два тропических шторма подряд — сначала это был тропический шторм «Джондари», а вслед за ним пришел его собрат «Румбия», который вызвал разлив реки, подъем уровня моря, штормы и наводнения. Было эвакуировано в общей сложности около 200 тыс. человек, пришлось приостановить судоходное, воздушное и железнодорожное сообщение.
Учитывая регулярность наводнений, которые случаются здесь практически ежегодно, отличаясь лишь интенсивностью, в Шанхае ищут меры, которые помогли бы если не справиться с проблемой раз и навсегда, то хотя бы позволить городу избежать разрушительного потопа. Один из инновационных проектов, который начали внедрять в Шанхае в прошлом году, получил название Sponge City: в рамках программы здания оснащаются дренажной системой, которая впитывает воду. Вода, попадающая на крыши таких домов, уже не стекает вниз, а остается наверху, для этого нужно постелить дренаж толщиной около 7−8 см. На проект возлагаются большие надежды, ведь самые сильные наводнения в Шанхае случаются из-за воды, которая падает с неба, а не приходит непосредственно с моря. Кстати, на основе такого дренажа планируется делать и своего рода высотные клумбы и газоны, что позволит не только отвести лишнюю влагу, но и озеленить город. Предполагается, что к 2020 году дренажом будут оснащены до 80% городских сооружений.
Лондон: Темза, сэр!
Несмотря на то что Лондон построен не на морском побережье, этот город — тоже один из первоочередных кандидатов на затопление. Он расположен в устье Темзы, которая то и дело выходит из берегов, и не далее как в этом году река снова показала свой характер: ее разливы и сильные дожди затопили не только столицу Великобритании, но и весь юг страны.
Сильные наводнения случались здесь и раньше, одно из самых разрушительных настигло город в начале января 1928 года: причиной послужили сильный снегопад и штормовой прилив воды из моря. Путь воде облегчили строительные работы: с 1909 года в Лондонском порту углублялось дно, чтобы в него могли беспрепятственно заходить морские суда. Уровень воды на улицах тогда превышал метр, залило метро, подвалы, первые этажи зданий, более 4 тыс. человек остались без жилья, а 14 человек утонули в своих домах. После этого наводнения восстановительные работы продолжались несколько лет.
Еще одно сопоставимое по силе наводнение случилось в 1953 году — тогда оно охватило не только Великобританию, но и другие страны бассейна Северного моря. Однако власти Лондона не спешили строить защитные сооружения: пришлось бы значительно уменьшить пропускную способность порта, что снизило бы прибыли в городскую казну.
В итоге только в 1972 году было принято решение о строительстве так называемого барьера Темзы, которое началось в 1974-м и завершилось в 1984-м. Эта разводная конструкция состоит из 10 стальных ворот, способных полностью перекрыть реку. В «спокойное» время ворота лежат в Темзе: шесть центральных — на дне, четыре боковых — у поверхности, — и не мешают проходу судов, но когда требуется, их поднимают, и они становятся преградой на пути потока.
Когда барьер строился, ожидалось, что он будет использоваться 2−3 раза в год, но сейчас его приходится ежегодно поднимать по 6−7 раз, что говорит о все более мощном напоре стихии. Изначально рассчитывалось, что барьер прослужит до 2020−2030 года, но, по современным оценкам, он способен выдержать как минимум до 2060 года. Что будет потом, сказать сложно, поскольку одни специалисты к тому времени предрекают Лондону потоп, а другие считают, что даже если уровень океана поднимется, это не приведет к катастрофе.