Боты: классификация, признаки, тактика
Для начала хотелось бы договориться о дефинициях.
В данном случае «бот» — это не только программа, которая имитирует поведение и общение человека (в таком узком понимании этот термин уже давно никто не применяет), но и технический аккаунт, за которым не стоит живой уникальный человек, а который лишь осуществляет определённую функцию.
Комментировать чужие реплики, отвечать на такие реплики от посторонних, ставить «лайки», отправлять сообщения… В общем все те действия, что осуществляет человек в социальной сети, общаясь с себе подобными.
Строго говоря бот это не аккаунт, бот это программа управления аккаунтом. Но в сложившейся сетевой традиции ботом называют именно аккаунты, управляемые этими программами.
Суммируя сказанное, получается, что ботами в сфере информационных войн называют аккаунты в разнообразных социальных сервисах, используемые для распространения целевой информации. Это виртуальные личности разной глубины проработки. Они могут управляться программно (теми самыми ботами) или людьми.
К статичным признакам относятся особенности оформления аккаунта — то как полно занесены данные, какие данные использованы для оформления и т. п. Рассмотрим некоторые примеры таких признаков.
Корректное написание имени — использование в имени аккаунта не имен. Это признак, который сам по себе только настораживает и используется для определения только в комплексе с другими признаками как дополнительный фактор. Однако, если у вас уже есть выявленные боты, а имя исследуемого аккаунта отличается от них на 1, то это скорее всего бот.
Наличие публикаций аккаунта — если сам ничего не пишет, а только комментирует чужие записи, то это еще один признак ботности. Нередко для имитации жизни такие публикации делаются, но они являются дубликатом уже имеющихся и/или «не в тему». Чаще используется такой показатель как соотношение входящих сообщений к исходящим или комментариев к публикациям.
Сегодня ботостроение — настоящее искусство, ведь фактически требуется создать клона живого человека.
Соответственно, «ботовод» — это человек-оператор, который осуществляет управление ботами. В зависимости от квалификации и сложности поставленных задач один ботовод может управлять от десяти до нескольких сотен аккаунтов в различных соцсетях.
Если задача вести дискуссии — то аккаунтов у ботовода будет всего несколько (и квалификация выше), если же что-то попроще, типа голосовать в опросах или репостить определённые новости — то может быть и гораздо больше, вплоть до автоматизации процессов с помощью скриптов.
Соответственно, и боты бывают разные.
Бот-статист. Задача у самых простых, зачастую с пустыми профилями, без друзей и без аватарок — подписаться на определённые группы или персонажей, чтобы создать видимость массовки. Большинство из них после этого могут быть вообще неактивны, или, как максимум, автоматически ставить лайки под постами продвигаемых персонажей или групп (украинские политики особенно любят этим злоупотреблять, но и у персонажей типа Навального таких полно).
Рекламный бот. У этого задача рекламировать определённую продукцию. Поэтому ему нужно создать привлекательный образ (чаще всего, не заморачиваясь, ставят на аватарки фотомоделей и тому подобные фотографии), чтобы на него подписалось как можно больше людей. Одна из тактик — массово кидать запросы на дружбу, а когда люди отвечают взаимным зафрендом — отписываться, чтобы набрать больше подписчиков. А потом на стену уже постятся реклама, акции, ссылки на продвигаемые ресурсы и пропагандистские картинки (в зависимости от поставленной задачи).
Агрегаторный бот. Задача этого бота репостить сообщения с определённых сайтов или определённых групп. Обычно у таких вся стена в репостах из одной или нескольких групп. Фото на аватарке не своё (котики, пейзажи, абстракции etc.), личных записей (типа «вчера нажрался» или «какое прекрасное утро») нет. Если бот политический, то там будет сто записей, как в России жить плохо, пятьдесят «Я и моя кошка за Грудинина» или триста украинских патриотических картинок (вплоть до того, что многие могут повторяться по несколько раз).
Спам-бот. Эти, как уже ясно из названия, мусорят пропагандистскими картинками определённой тематики или ссылками на продвигаемую статью или видео. Есть такие, которые быстро вкидывают много сообщений (флейм) и их быстро банят, а есть более аккуратные, которые делают это реже и в разных местах (впрочем, у меня большой опыт модерирования различных форумов, и я такое просекаю очень быстро).
Ну и, конечно же, куда без них — бот-кукушка. Задача большинства из них — выразить своё позитивное/негативное отношение (в зависимости от поставленной задачи) к определённому явлению и создать видимость массовости этого отношения. Чаще всего боты-кукушки работают в стаях (иногда это один человек, который заходит с нескольких аккаунтов и ведёт «разговор» сам с собой).
Общество на столько дебилизировано, что отличить бота от человека очень сложно.
Но есть пара «коронок» наработанных самостоятельно.
(чтоб не обидеть «живого человека») надо начинать общаться в той же манере, что и собеседник, в плоть до «ВОПРОС-ОТВЕТ», «ДА-НЕТ». (вполне вероятно, что он даун и по другому не может) Дальше, «завоевав» его доверие-расположение можно переходить к вопросам личного характера. Либо вопросам на которые необходим развернутый ответ.
Поинтересуйтесь его увлечениями (если бот, он вывалит кучу невзаимосвязанных направлений деятельности). Вышлите картину известного художника и спросите какие мысли навивает сюжет (бот поставит «лайк» и затихнет).
Настоящий рыбак навалит вам кучу информации «как прикармливать карася» и еще попытается выведать у вас. Если реакции не последует и будет нейтральный коммент типа «круто», «лайк» и т. д. ЗНАЙ. ЭТО БОТ!