Подавляющее большинство российских судоходных каналов находится в Европейской части страны. Но когда-то и в Сибири функционировал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей. Сегодня мы расскажем об Обь-Енисейском, или Кеть-Касском канале, который был заброшен в середине прошлого века, но до сих пор обозначен на картах и хорошо виден на космоснимках.
Кеть-Касский, или Обь-Енисейский канал, располагается в приграничных районах Томской области и Красноярского края. Канал проходит по низменной заболоченной местности и соединяет реку Кеть (правый приток Оби) с рекой Кас (левым притоком Енисея). Протяженность самого канала составляет 8 километров, остальная часть водного пути проходит по небольшим таежным рекам.
Водный путь из Оби в Енисей начинался в истоке реки Кеть. Далее суда шли вверх по течению, проходя реки Кеть, Озерная, Ломоватая, Язевая и попадали в озеро Водораздельное. Озеро с рекой Малый Кас соединяет рукотворный канал длиной 8 километров. Малый Кас уже принадлежит к бассейну Енисея и является притоком реки Кас (или Большой Кас), которая впадает в Енисей.
Интересно, что идея постройки канала, который бы соединил бассейны рек Обь и Енисей, возникла еще на рубеже XVIII—XIX вв.еков. Но в тот период строительство канала в труднодоступной заболоченной местности оказалось невозможным. И лишь в 1883 году нашлись средства на сооружение канала, а к началу 1890-х годов он уже был построен и по нему прошли первые суда. Правда, небольшие сибирские реки и сам канал были довольно мелководны, поэтому по Обь-Енисейскому пути могли ходить далеко не все суда. В период половодья канал мог обслуживать суда водоизмещением до 80 тонн, а в остальное время не более 8 тонн и допускал проход судов с осадкой не более 1,25 метра. К тому же суровый сибирский климат ограничивал период навигации по Обь-Енисейскому каналу всего до 3,5 месяцев.
После открытия планировалась дальнейшая модернизация, расширение и углубление канала, строительство дополнительных шлюзов. Но постройка Транссибирской магистрали существенно понизила роль канала как перспективной транспортной артерии региона, и на его усовершенствование уже не нашлась нужная сумма. Затем началась Первая мировая война, Гражданская война, и ни о каких достройке и углублении канала речи уже не шло. Известно, что еще в 40-х годах прошлого века по Обь-Енисейскому каналу проходили пароходы и катера, но уже в середине века канал был заброшен. Позднее, в 1980-х годах, в район канала были направлены гидрологи и инженеры для изучения местности и определения целесообразности возрождения канала. Но наземные экспедиции и детальная аэрофотосъемка вынесли неутешительный для канала вердикт: сооружение водного пути в труднодоступной, практически необитаемой, заболоченной местности было признано не целесообразным.
Сегодня о нем почти никто не вспоминает, и лишь немногочисленные местные жители, краеведы и туристы-водники знают о его существовании. Кстати, любители путешествий по диким местам с интересной историей частенько включают прохождение канала в свои маршруты.