23 децибела - это звук столкновения двух молекул воздуха.
Обычно вы ориентируетесь в пространстве за счет звуков, возникающих при ходьбе.
В безэховой камере такая слуховая информация попросту отсутствует. В результате нарушается восприятие пространства, вам становится трудно маневрировать и сохранять баланс. Если человек находится в камере в течение получаса, то ему стоит использовать стул и сохранять сидячее положение
Знакомьтесь: безэховая камера. Этим термином обозначают помещение, конструкция которого позволяет поглощать все отражения звуковых или электромагнитных волн, источники которых располагаются внутри или снаружи. Все поверхности камеры, в том числе и полы, покрыты материалом с высокой поглощающей способностью, чаще всего — в виде треугольников из прорезиненной пены. Но и это еще не все: сама комната помещена в другую, бронированную комнату-сейф, основной задачей которой является блокирование электромагнитного излучения в обоих направлениях.
· 7,5 см — зазор между внешней стеной и звукоизолирующим слоем
· 7,5 см — толщина слоя изоляции
· 5 слоев гипсокартона толщиной 1,9 см на боковых поверхностях и на потолке
· 99,5% и выше — абсорбирующая способность материалов, использованных в конструкции
Благодаря перечисленным мерам инженеры добиваются максимальной звуковой изоляции. Самое тихое место, зафиксированное в природе, имеет уровень шума -23 децибела — это количество шума, эквивалентное возникающему при столкновении двух молекул воздуха.
Одна из участниц эксперимента, специалист диджитал-маркетинга Ребекка красочно описала свое состояние в камере: «Первое, что я заметила по прибытии в комнату, — это насколько массивные и толстые в ней двери. Второй странностью оказался звон в ушах. Я воображала, что в полной тишине наконец смогу насладиться покоем, но этот звон разрушил все мечты: чем дольше я сидела там, тем невыносимей он становился. При попытке встать я почувствовала тошноту, которая затем уже не отпускала меня до самого окончания эксперимента. Когда я вышла из комнаты, все звуки показались громче обычного. Однако, пока я шла к выходу из здания, мое состояние вновь пришло в норму».
Аналогичными впечатлениями поделилась журналистка музыкального онлайн-издания Vice: «Мне потребовалось всего несколько секунд, чтобы начать терять рассудок», — вспоминает Кэтрин. За неимением каких-либо визуальных или аудиальных ориентиров, девушка потеряла ощущение пространства. А чуть было не утерянная связь с координаторами эксперимента, находившимися за пределами камеры, вызвала настоящий ужас: «Спустя пару минут я почувствовала озноб и потянулась за телефоном. Мои ладони так вспотели, что сканер отпечатков пальцев для разблокировки экрана не срабатывал. Слегка паникуя, я три раза неправильно ввела пин-код, прежде чем наконец разблокировала устройство. Однако мое воодушевление сыграло злую шутку: я чуть не уронила телефон. И это стало последней каплей. Страх, охвативший меня в момент, когда я едва не потеряла единственное средство связи между этой беззвучной пустотой и внешним миром, поставил точку в моем эксперименте».
Проверить на себе превратности нахождения в безэховой камере согласился по просьбе The Guardian и писатель Джордж Фой. Поначалу его беспокоили звуки собственного тела — в отсутствие посторонних шумов человек начинает слышать биение собственного сердца, пульсацию крови и другие процессы организма. Однако затем, по словам романиста, он «перестал заморачиваться о функционировании своего тела и напротив, стал наслаждаться этими ощущениями». Джордж также заверил, что ему удалось отдохнуть и достичь состояния покоя, так что покинуть камеру он решил не из-за страха, а просто потому, что истекало забронированное время. «Я бы с радостью провел там больше времени», — удивил всех новый рекордсмен.
Вторит ему и популярный видеоблогер, чей YouTube-канал под названием Veritasium посвящен инженерным и научным вопросам: он не просто провел взаперти почти целый час, но и получил определенное удовольствие от полной тишины.
Миф развенчан?
Предположения о том, что безэховые камеры вызывают галлюцинации, было выдвинуто в посвященной сенсорной депривации работе О. Мейсона и Ф. Брейди. Ученые проанализировали поведение нескольких людей, помещенных в абсолютно темную и звукоизолированную комнату на 15 минут. При этом известно: некоторые из испытуемых были априори склонны к галлюцинациям, и в ходе эксперимента именно они видели «объекты, которых на самом деле не было, пятеро наблюдали галлюцинации с лицами, четверо описывали усиление обоняния, а двое ощутили присутствие зла в помещении». Мейсон и Брейди также провели испытания на менее восприимчивых индивидах, которые — вполне предсказуемо — оказались подвержены галлюцинированию гораздо меньше предыдущей группы. Клинический психолог Вауган Белл подверг метод своих коллег резкой критике, обвинив их в необъективности исследования: вероятнее всего, галлюцинации участников можно отнести на счет условий эксперимента, а не тишины как таковой.
В итоге: можно ли сойти с ума от тишины? Мнения научного сообщества и показания рискнувших на заключение в звукоизолированной камере разнятся, однако приходят к единому выводу: исключение информации, получаемой одним из важнейших органов чувств человека, ведет к дезориентации и может сопровождаться неприятными ощущениями, однако при крепком психологическом здоровье нахождение в безэховой комнате никак не скажется на самочувствии.