Первая ссылка в Сибирь считается делом рук Бориса Годунова, который отправил в Пелымский острог жителей города Углича в связи с убийством царевича Дмитрия). В отношении каторжан одновременно применялись и телесные наказания — к примеру, битье кнутами или палками, «резание носов» — удаление крыльев носа раскаленными или холодными щипцами.
Самые ужасные пытки.
Термин «инквизиция» был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Пытки инквизиции имели сотни разновидностей.
Китайская пытка бамбуком
Печально знаменитый на весь мир способ ужасной китайской казни. Возможно, легенда, ибо до наших дней не сохранилось ни единого документального доказательства, что эту пытку действительно применяли.
Бамбук — одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день вырасти на целый метр. Некоторые историки считают, что смертоносная бамбуковая пытка применялась не только древними китайцами, а и японскими военными во время Второй мировой войны.
Бамбуковая роща.
Как это работает?
1) Ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;
2) Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука;
3) Бамбук быстро растет в высь, вонзаются в кожу мученика и прорастают сквозь его брюшную полость, человек умирает очень долго и мучительно.
Как и пытку бамбуком, «железную деву» многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно.
«Железная дева»
«Железная дева» была изобретена в конце XVIII века, т. е. уже на закате католической инквизиции.
Как это работает?
1) Жертву запихивают в саркофаг и закрывают дверцу;
2) Шипы, вбитые во внутренние стенки «железной девы» довольно короткие и не пронзают жертву на сквозь, а лишь причиняют боль. Следователь, как правило, за считанные минуты получает признательные показания, которые арестованному остается только подписать;
3) Если арестант проявляет стойкость духа и продолжает молчать, через специальные дырочки в саркофаге пропихиваются длинные гвозди, ножи и рапиры. Боль становится просто невыносимой;
4) Жертва так и не признается в содеянном, то ее запирали в саркофаге на длительное время, где она и погибала от потери крови;
5) В некоторых моделях «железной девы» были предусмотрены шипы на уровне глаз, чтобы их выкалывать.
Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву, чаще всего, военнопленного, в ходе пытки пожирали заживо различные неравнодушные к человеческой плоти и крови насекомые и их личинки.
Скафизм.
Как это работает?
1) Пленника укладывают в неглубокое корытце и обматывают цепями.
2) Его насильно кормят большими количествами молока и меда, от чего у жертвы начинается обильный понос, привлекающий насекомых.
3) Пленника, обгадившегося, измазанного медом, в корыте пускают плавать по болоту, где водится много голодных тварей.
4) Насекомые незамедлительно приступают к трапезе, в качестве основного блюда — живая плоть мученика.
Груша страданий
Этот жестокий инструмент использовался для наказания женщин, сделавших аборт, лжецов и гомосексуалистов. Устройство вставлялось во влагалище у женщин или задний проход у мужчин. Когда палач крутил винт, «лепестки» раскрывались, разрывая плоть и принося жертвам невыносимые мучения. Многие умирали затем от заражения крови.
Как это работает?
1) Инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов грушевидной формы засовывается клиенту в нужное отверстие тела;
2) Палач помаленьку крутит винт на верхушке груши, при этом «листья"-сегменты распускаются внутри мученика, причиняя адскую боль;
3) После того, как груша раскрывается полностью провинившийся получает внутренние повреждения, несовместимые с жизнью и умирает в ужасных муках, если до этого уже не впал в беспамятство.
Медный бык
Конструкцию этого агрегата смерти разработали древние греки, а если быть точнее, то медник Перилл, который продал своего жуткого быка сицилийскому тирану Фаларису, который просто обожал мучить и убивать людей необычными способами.
Внутрь медной статуи, через специальную дверцу, заталкивали живого человека. А дальше Фаларис первым делом испытал агрегат на его создателе — алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке.
Как это работает?
1) Жертву закрывают в полой медной статуе быка;
2) Под брюхом быка разводится огонь;
3) Жертва поджаривается заживо;
4) Строение быка таково, что вопли мученика доносятся из пасти статуи, словно бычий рев;
5) Из костей казненного делали украшения и обереги, которые продавались на базарах и пользовались огромным спросом.
Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции XVO века Дидриком Соноем.
Пытка крысами.
Как это работает?
1) Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
2) Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
3) На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
4) Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.
Колыбель Иуды
Колыбель Иуды была одной из самых мучительных машин для истязаний в арсенале Супремы — испанской инквизиции. Жертвы обычно умирали от инфекции, в следствие того, что островерхое сидение пыточной машины никогда не дезинфицировалось. Колыбель Иуды, как орудие пытки, считалась «лояльной», ибо костей не ломала и связки не рвала.
Как это работает?
1) Жертву, у которой связаны руки и ноги, усаживают на верхушку остроконечной пирамиды;
2) Вершина пирамиды вонзается в анус или влагалище;
3) С помощью веревок жертву постепенно опускают все ниже и ниже;
4) Пытка продолжается несколько часов или даже дней, пока жертва не умирает от бессилия и боли, либо от кровопотери в следствии разрыва мягких тканей.
Дыба
Наверное самая знаменитая, и непревзойденная в своем роде машина смерти под названием «дыба». Ее впервые испытали примерно в 300 году н. э. на христианском мученике Винсенте из Сарагосы.
Любой, выживший после дыбы, больше не мог пользоваться своими мышцами и превращался в беспомощный овощ.
Как это работает?
1. Это орудие пыток представляет собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались веревки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков веревки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело;
2. Связки на руках и ногах жертвы растягиваются и рвутся, кости выскакивают из суставов.
3. Применялся и другой вариант дыбы, под названием strappado: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам веревку. Иногда к его связанным ногам прикреплялось бревно или иные грузы. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осужденному приходилось висеть на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. Такой вид дыбы применялся чаще всего в применялся и в Западной Европе
4. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками.
5. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами.
Шири (верблюжья шапочка)
Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.
Как это работает?
1. Сначала рабам наголо обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень.
2. Экзекуторы забивали верблюда и освежовывали его тушу, первым долгом, отделяляя ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть.
3. Поделив на куски, ее тут же в парном виде натягивали на обритые головы пленных. Эти куски словно пластырь облепляли головы рабов. Это и означало надеть шири.
4. После надевания шири шею обреченного заковывали в специальную деревянную колоду, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы никто не услышал их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи.
5. Пытка длилась 5 суток.
6. В живых оставались единицы, а остальные погибали не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых, нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной верблюжьей кожей. Неумолимо сжимаясь под лучами палящего солнца, шири стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев, не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы, причиняя еще большие страдания. Уже через день человек терял рассудок. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить, выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного из замученных, то считалось, что цель достигнута.
7. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не помнящего своего прошлого.
8. Шкуры одного верблюда хватало на пять-шесть шири.
Испанская пытка водой
Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов. Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды, затем били по надутому и выгнутому животу.
Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таком способом, суд принимал, как добровольные и данные подсудимым без применения пыток. Чаще всего эти пытка применялась испанской инквизицией дабы выбить признания из еретиков и ведьм.
Испанское кресло
Этот инструмент пытки широко использовался палачами испанской инквизиции и представлял собой изготовленное из железа кресло, на которое узника усаживали, а ноги заключали в колодки приделанные к ножкам кресла. Когда он оказывался в таком совершенно беспомощном положении, под ноги его ставили жаровню; с раскаленными углями, так, что ноги начинали медленно поджариваться, а для того, чтобы продлить страдания бедняги, ноги время от времени поливали маслом.
Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.
Гридирон (решетка для пытки огнем)
Этот вид пытки часто упоминается в житиях святых — реальных и выдуманных, однако нет никаких свидетельств того, что гридирон «дожил» до средних веков и имел хотя бы малое хождение в Европе. Обычно он описывается как обыкновенная металлическая решетка 6 футов в длину и двух с половиной — в ширину, установленная горизонтально на ножках, чтобы иметь возможность развести под ней костер.
Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.
На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.
К этой пытке прибегали очень редко. Во-первых, было достаточно легко убить допрашиваемого, во-вторых, существовала масса более простых, но не менее жестоких истязаний.
Кровавый орел
Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.
Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел — это просто страшная легенда.
«Колесо Екатерины»
Прежде, чем привязать жертву к колесу, ей ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося жертве невыносимые мучения. Одни умирали от болевого шока, а другие мучились по несколько дней.
Испанский осел
Деревянное бревно в виде треугольника закреплялось на «ножках». Голая жертва помещалась сверху на острый угол, который врезался прямо в промежность. Чтобы пытка становился более невыносимой, к ногам привязывали утяжелители.
Испанский сапог
Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.
Четвертование лошадьми
Жертва привязывалась к четырём лошадям — за руки и ноги. Потом животных пускали вскачь. Вариантов не было — только смерть.
Пытки и казни при Иване Грозном
Важной вехой опричнины стала показательная казнь на Красной площади: по обвинению в измене на казнь было выведено 300 человек. Прямо на эшафоте царь Иван Грозный помиловал 184 человека, 116 велел замучить. Это произошло 25 июня 1570 года. Иван Грозный фигура крайне противоречивая, ему и его деяниям посвящены тысячи страниц профессиональных работ. Мы же постараемся осветить лишь одно из направлений его преобразований, а именно судебную реформу. Она сопровождалась распространением пыток, широким применением смертной казни и массовыми репрессиями.
Пытки известны с древности. Зародилась она у древних обществ как религиозная и военная практика. Но с развитием общества пытки стали частью судебной системы. Установление единоличной формы правления зачастую приводило к тому, что к жестоким нравам общества добавлялась личная жестокость (и изобретательность) правителя — таких примеров только европейская история знает десятки: от римских императоров Нерона и Калигулы до валашского князя Влада III и русской императрицы Анны Иоанновны.
Одним из самых жестоких правителей в истории России является Иван IV. И до него на Руси было множество кровожадных эпизодов, но именно при Грозном пытки стали системными. Происходит это не столько под влиянием субъективных факторов — особенностей личности царя, сколько в силу объективных причин — завершения формирования к XVI веку централизованного русского государства.
Есть две вещи, которые можно сказать о царе Иване с полной уверенностью. Первое — он был жестоким. Второе — он был настоящим деспотом, эталоном самодержавного правителя, не знавшего и не признававшего никакой другой власти, кроме его собственной. «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же», — эти строки приписывают Ивану Грозному и в это можно поверить. Но воспринимать его буквально не стоит. Под «холопами» следует понимать всё государство, а не только рабов.
При Иване Грозном в обиходе появляется выражение «государево преступление». Иначе, государственное преступление, политическое преступление. Соответствующее определение в законодательстве появится лишь столетием позже (в Соборном уложении 1649 года). Политический сыск также появился во времена правления Ивана IV и просуществовал до конца XX века, впрочем, некоторые считают, что он никуда, вместе с его методами, и не делся.
В Европе позднего Средневековья и Нового времени применение истязаний увязывается с развитием розыскной (инквизиционной) формы уголовного процесса. Характерные для нее черты — отсутствие прав у обвиняемого, сращивание следствия, суда и отправления правосудия. Следствие при такой форме процесса нацелено на сбор формальных доказательств вины, наиболее совершенным (неоспоримым) из которых считается признание обвиняемого. Нетрудно понять, что такие правила игры способствуют совершенствованию самых жестоких методов получения признательных показаний.
Подобная система сложилась и в России. Судебник Ивана Грозного (1550 год) существенно ограничил распространенный ранее метод решения споров и запутанных дел путем боевого поединка спорящих сторон. А с появлением тайной полиции (опричнины, 1565 год) была выстроена система розыска, дознания и казни, опиравшаяся на намеренное причинение страданий обвиняемым. Истязания применялись и как способ получения признания, и как вид тяжелого наказания за совершенное преступление.
Одним из распространенных способов получения информации стал «роспрос под дыбой» (это приспособление известно в России еще с XIV века). Как правило, жертву «расспрашивали с увещеванием и угрозами» и лишь потом подвешивали на дыбу, часто привязывая к ногам дополнительный груз. После этого к подозреваемому применялись различные пытки — от битья кнутом до жжения огнем.
К этим же временам восходят некоторые русские поговорки, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание. К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником. Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам более давним. Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.
Повешение за ребро
Для обвиняемых, признавших вину в ходе описанных процедур, были определены различные наказания — в зависимости от тяжести совершенного преступления. Практиковалась, в частности, ссылка, в том числе и на каторжные работы (при Иване Грозном местами ссылки чаще всего служили Урал и другие окраины европейской России; первая ссылка в Сибирь считается делом рук Бориса Годунова, который отправил в Пелымский острог жителей города Углича в связи с убийством царевича Дмитрия). В отношении каторжан одновременно применялись и телесные наказания — к примеру, битье кнутами или палками, «резание носов» — удаление крыльев носа раскаленными или холодными щипцами.
Наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления была смертная казнь. Перечень преступлений, караемых смертью, постепенно расширялся предшественниками Ивана Грозного. К примеру, в конце XIV века смертная казнь предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз, но не за убийство.
Судебник Ивана III (1497 год) вводил смертную казнь за некоторые виды убийства, разбой, измену, религиозные преступления. Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания. К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («…и скажет на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет. Причем казнь должна была осуществляться публично и сопровождаться пытками.
Посаженные на кол
В царствование Ивана Грозного в России применялись и тривиальные наказания — как например отрубание головы или повешение (за шею, ноги или ребро). Однако эту эпоху принято связывать и с особенно жестокими видами казни. Считается, к примеру, что одним из излюбленных методов казни в те времена было посажение на кол — одно из самых мучительных наказаний: искусство палача состояло в том, чтобы не повредить в процессе жизненно важных органов, и не избавить ненароком осужденного от страданий. Действительно, такое наказание встречалось в XVI веке относительно часто, однако едва ли Иван Грозный отдавал ему специальное предпочтение перед другими видами казни.
Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора. Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности. Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.
Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома. Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году. Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.
Колесование
Однако Иван Грозный запомнился и тем, что лично определял для осужденных вид казни, часто не предусмотренный устоявшейся практикой тех времен. Дошли сведения о попеременном обливании приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивании вверх ногами и последующем рассечении на части; утоплении в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 157071 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.
Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене. Существуют сведения, что после массовых казней Иван Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»
Четвертование топором
Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов. Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску. Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.
Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.