Почему «Чёрную пятницу» называют чёрной, откуда берутся огромные скидки и причём тут два американских президента
Этого события с нетерпением ждут шопоголики многих стран мира. Они копят деньги, чтобы одномоментно, но при этом выгодно их потратить. Такое случается только раз в год, в конце ноября. Что это за событие? Конечно, Чёрная пятница, Black Friday.
Именно в этот день, в четвёртую пятницу ноября, во многих магазинах стартуют умопомрачительные распродажи и даются самые невероятные скидки, доходящие порой до 90%.
Почему же пятница чёрная? Откуда взялось такое мрачное название и вообще идея таких распродаж? Доподлинно неизвестно. Существует несколько правдоподобных версий. Но все следы ведут в США, в далекий XIX век.
Впервые чёрной пятницей послужило начало финансового кризиса
Два ушлых финансиста с Уолл-стрит, Джим Фиск (один из основателей Бродвея) и Джей Гулд (бывший владелец Western Union), решили скупить всё золото на биржах, чтобы впоследствии при его продаже получить запредельную прибыль. Но их план был раскрыт, и когда цена на золото достигла пика, президент Улисс Грант распорядился выставить на торги значительную долю государственного золота. Рынок обрушился, многие биржевики разорились, в их числе был и Фиск. Гулду повезло: он успел продать своё золото.
Случилось это 24 сентября 1869 года, и этот день получил название «Черной пятницы». Последствия этого кризиса экономика США смогла преодолеть только спустя несколько месяцев.
Продавец-неудачник придумал скидки и заработал миллионы
Примерно в то же время появились первые продавцы, которые стали давать большие скидки на товары перед рождественскими праздниками. Американцы тратили на подарки очень много денег, поэтому перед Рождеством торговля всегда была особенно выгодной.
Отцом рождественских распродаж считается Фрэнк Вулворт. В 1873 году ему был 21 год и он работал помощником продавца в одном из магазинов в Пенсильвании. Работал не очень успешно, поскольку его уже несколько раз грозились выгнать. Тогда Вулворт выложил на прилавок весь залежавшийся товар и поставил рядом табличку «Всё по 5 центов». Товар был моментально раскуплен, а выручка магазина за тот день выросла в 6 раз.
Вулворт понял, что нужно делать. Он открыл собственный магазин, который через 5 лет вырос в одну из крупнейших розничных сетей, названной именем владельца — Woolworth’s. Все товары в этих магазинах продавались по 5 или 10 центов, и регулярно устраивались распродажи.
В 1913 году Вулворт открыл в Нью-Йорке штаб-квартиру компании, 57-этажный небоскреб Вулворт-билдинг, который обошёлся ему в 14 миллионов долларов и до 1930-х годов был самым высоким зданием мира.
Чёрная пятница неразрывно связана с Днём Благодарения
День Благодарения в США отмечается в четвёртый четверг ноября. Это государственный праздник и официальный выходной. Поскольку никто не хотел выходить на работу в пятницу после праздника, многие работники брали в этот день отгул или внезапно «заболевали». Поэтому чёрной пятницей стали называть день, в который никто не хотел работать. Для работодателей это был поистине «чёрный день».
В это же день стартовали рождественские продажи, и многие американцы, конечно, предпочитали потратить этот день на шопинг.
В 1966 году полиция США назвала такой день чёрным потому, что толпы людей и машин заполоняют улицы, и приходится усиливать контроль.
Согласно ещё одной версии, цвет этой пятницы связан с бухгалтерской традицией отмечать прибыль чёрным цветом, а убыток — красным.
Если бы не Рузвельт, то Черная пятница в 2018 году была бы не 23-го, а 30 ноября
С 1864 года День Благодарения в США отмечался в последний четверг ноября — он мог быть 4-м или 5-м по счету. В 1939 году «День индейки» выпал на пятый четверг. Продолжалась Великая Депрессия, экономика еще не восстановилась полностью. А тут ещё и сезон рождественских продаж сократился (вы ведь помните, что они стартовали сразу после праздника).
Тогда ассоциация розничных продавцов обратилась к президенту Франклину Рузвельту с просьбой закрепить за праздником четвёртый четверг месяца. Президент пошёл навстречу и издал соответствующий указ. Так день Благодарения получил второе имя — день Франкодарения (Franksgiving).
Чёрная пятница стала национальным праздником, в котором участвуют больше половины американцев
В 1980-е годы ретейлеры решили придать выражению более позитивный смысл. Так появилась Чёрная пятница в том виде, к которому мы все привыкли. Предпринимались попытки назвать это день «Большой пятницей», чтобы избавиться от негативного подтекста, но безуспешно.
Со временем Чёрная пятница после дня Благодарения превратилась в большой национальный праздник, распространившийся по всему миру. Магазины в этот день открываются всё раньше и раньше, кто-то в 4 или 5 утра, кто-то — в полночь, а кто-то прямо в четверг.
Поэтому самые отчаянные шопоголики спешат в магазины либо сразу после праздничной трапезы, либо вместо неё.
Успеху Черной пятницы способствовали несколько обстоятельств. Во-первых, конец ноября — самое время задуматься о подарках к Рождеству и в то же время еще есть время, чтобы заказать что-то онлайн и успеть получить доставку вовремя. Во-вторых, пятница между праздничным днём и выходным — самое удачное время, чтобы потратить его на шопинг. Более половины американцев участвуют в этом скидочном безумии.
По статистике, в среднем американская семья может сэкономить от нескольких сотен до тысяч долларов в Черную пятницу, при этом каждый год покупатели оставляют в магазинах порядка 60 млрд. Самыми популярными категориями товаров являются электроника, одежда и игрушки.
Чёрная пятница нередко оправдывает свое название: В войне за скидки пострадало немало человек
Скидки — отличный способ магазинам привлечь покупателей и поставить годовой рекорд по прибыли. Вопреки распространенному мнению, по сниженным ценам продается не только непопулярный товар, но и вполне популярный, и даже новинки.
Обычно товары сметаются с прилавков в считанные минуты. Чтобы подогреть интерес и создать ажиотаж, магазины выставляют по привлекательной цене ограниченную партию, поэтому, как говорится, кто успел, тот и съел. Возникает немало курьёзных случаев, о которых рассказывают покупатели.
Один мужчина три ночи провёл у входа в Wal-Mart, с палаткой, термосом и бутербродами, надеясь купить плазменный телевизор. Когда двери открылись, он вбежал в магазин одним из первых. Однако, пока он добрался до отдела с телевизорами, все 15 штук уже расхватали более предприимчивые соперники: они вошли в двери, которые были расположены ближе к отделу и открылись на 10 секунд раньше.
В погоне за выгодой покупатели не гнушаются ничем. Подраться из-за последнего экземпляра товара? Легко! Брызнуть перцовым баллончиком в лицо соперникам? Пожалуйста! Вырвать коробку из рук того, кому повезло больше? Без колебаний! Вспоминают случай, когда две старушки рассорились из-за обычного 10-долларового калькулятора, продававшегося с 50%-ной скидкой.
Случались и более серьёзные происшествия, закончившиеся травмами или даже смертью покупателей или сотрудников магазинов.
В нулевые потребительское безумие, связанное с «Black Friday», достигло своего пика. В 2006 году в США были зафиксированы первые драки между покупателями, а в 2008 газета The New York Times сообщила о первом смертельном случае: 34-летнего сотрудника Wal-Mart в Нью-Йорке затоптали насмерть покупатели. Спустя четыре года двух людей застрелили из-за спора вокруг парковочного места рядом с магазином.
А что у нас?
Традицию чёрной пятницы подхватили по всему миру, в начале 2010-х годов пришла она и в Россию.
К счастью, в нашей стране Чёрная пятница не имеет таких разрушительных последствий, как в США. Россия взяла только самое приятное: только скидки, только распродажа. Да и проходит она в основном в интернете: не нужно разбивать лагерь у магазина и драться за последний товар. Самые приятные скидки тоже можно получить при покупке в интернете.
Согласно результатам исследований розничных сетей, выгоднее всего в этот день покупать электронику и бытовую технику.
Кстати, Роспотребнадзор предупредил, что введение покупателей в заблуждение недопустимо. Продавец обязан четко и понятно формулировать условия приобретения товаров по акции.
Часто бывает, что поддавшись ажиотажу, вы купите что-то, а на следующий день поймете, что вам это совсем не нужно. В этом случае, даже если вы приобрели товар со значительной скидкой, у вас остается право в течение 14 дней, не считая дня покупки, вернуть не понравившийся, не подошедший или неисправный товар обратно.