НАЧИНАЮЩЕМУ УЧИТЕЛЮ
В защиту учителей.
Николай Викторович в последнее время почти совсем потерял сон. Причиной
этого был ученик 8 класса Анатолий Мамонов, среди учащихся более известный
как «Мамонт». Вот с ним-то и были у учителя химии Савельева проблемы.
Второгодник, на голову выше своего преподавателя, Мамонт вёл себя нагло и
вызывающе: не подчинялся, дерзил, нарушал дисциплину в классе, а самое
обидное — старался говорить Николаю Викторовичу «Ты». Дело в том, что
Савельев недавно перевёлся в эту школу, ещё не вошёл, как говорится, в курс
дела, плохо знал детей, знакомство с учителями было тоже недостаточно
близким. Всё это создавало дополнительные трудности. Отношения с
учениками у него складывались нормальные, но 8-й «В», вернее один Мамонов
портил всю картину и нервы Николаю Викторовичу. Он испробовал, казалось,
все средства — от индивидуальных бесед с воспитанником до встреч с
родителями и т. д. Ничего не помогало. Однако Савельев был настойчивым и не
привык сдаваться. Он вкратце вновь ознакомился с трудами великих педагогов
Песталоцци, Макаренко, Сухомлинского и других… Ответа, к сожалению, не
нашёл. Тогда он попытался получить добрый совет и помощь у опытных
учителей школы. Нашёл сочувствие и понимание, но каких-либо реальных
рекомендаций, кроме глубокомысленного: «Нужно подобрать к нему
„ключик“…» он не услышал. И озабоченный педагог стал лихорадочно искать
свой собственный вариант решения данной проблемы… И нашёл-таки!
Несколько возбуждённый он пришёл в школу, провёл один урок, а потом
подошёл к молодой учительнице Лидии Степановне, которая неоднократно
плакала на перемене из-за того же Мамонова: «Лида, у тебя сейчас математика в
8 -В? Дай мне 5 минут, поговорить надо…» Понятное дело, что она
согласилась. Прозвенел звонок. Выждав пару минут, Николай Викторович
вошёл в класс. Все недоумённо встали из-за парт. Савельев поздоровался. Дети
дружно ответили. При этом прозвучало робкое: «У нас же математика, а не
химия…» — «Я знаю, ребята. Но я не мог не прийти, и сейчас вы поймёте,
почему. Скажи, Валя, как ты обращаешься к учителю на «ты» или на «Вы»?"
Валя Иванова встала и испуганно ответила: «На «Вы». — «А ты, Андрей?» — «На
Вы…» Спросив ещё двух ребят и получив аналогичные ответы, Николай
Викторович приступил к основной части своего педагогического эксперимента:
«Другого я и не ожидал. Так это заведено, так и должно быть. Но вот один из
вас, ребята, почему-то поступает иначе…» Здесь педагог-экспериментатор
сделал паузу и посмотрел в окно. Но дети уже смекнули, о ком идёт речь и
стали посматривать в в сторону Мамонова… А Николай Викторович
продолжал: «Я долго думал, почему он так поступает? В чём дело? И тут я
вспомнил: Оказывается, это мой старый друг, мы вместе учились в
институте…» Класс начал негромко хихикать, а Мамонт покраснел. Учитель же
делился своими «воспоминаниями» дальше: «Мы вместе служили в армии, в
одно время женились…» Громкий хохот не дал ему закончить мысль. А учитель
нанёс последний «удар»: он подошёл к съёжившемуся и багровому от стыда
Мамонову, протянул ему руку и виновато произнёс: «Толик, извини меня — я
тебя не узнал…» Его слова заглушил настоящий взрыв весёлого смеха.
Хохотали все — и мальчики, и девочки, и «хорошисты», и «середнячки», в том
числе и Лидия Степановна. Некоторые ребятишки вскакивали со своих мест и
подбегали к последней парте, где сидел Мамонт. Они протягивали ему руки и,
хохоча, кричали: «Привет, дружок… А в каких войсках ты служил… Кто твоя
жена…»…Весть об этом событии облетела всю школу и докатилась до
администрации и педколлектива. Николаю Викторовичу объявили выговор.
Старые педагоги осуждающе кривили губы: «Это не педагогично…». Но с тех
пор Анатолия Мамонова словно подменили. Он стал дисциплинированным и
воспитанным учеником, у него появилась тяга к знаниям… Особенно зауважал
он Николая Викторовича.