Сократ (470/469 — 399 до н.э.) — первый (по рождению) афинский философ, происходящий из дема Алопека, входящего в Афинский полис. Отцом Сократа принято считать ремесленника-камнетёса Софрониска, а матерью — повивальную бабку Финарету.
Сократ — один из родоначальников диалектики, идеалист. Первый из философов перешёл от рассмотрения природы и окружающего мира к анализу человеческой личности. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе.
Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников — Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.
Сократ участвовал в войне Афин со Спартой. На поле боя философу удалось выйти три раза, последний — в 422 году до н. э в битве при Амфиподе, где афиняне были наголову разбиты спартанцами.
Сократ вёл жизнь истинного философа. Его мало интересовала общественная деятельность, материальные блага и собственная семья, в составе жены и трёх (рождённых достаточно поздно) сыновей.
Сократ выступал против письменности. Об этом свидетельствует диалог «Федр», написанный его учеником, Платоном. В этом произведении Сократ выступает против изобретателя египетской письменности, Тота, утверждая, что письменность обезличивает знания, а, соответственно, и мешает их полноценному усвоению. Возможно, именно поэтому о Сократе мы знаем исключительно из чужих уст — сам философ не оставил после себя никаких письменных свидетельств. Зато его ученики — Платон (как упоминалось ранее) и историк Ксенофонт посвящали Сократу многие свои работы. Так перу Ксенофонта принадлежат труды под названием «Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа», а вот учение Платона нередко полностью связывают с учением Сократа.
Сократ выступал против изучения природы. Философ считал, что человек не должен вмешиваться своим разумом в творение богов, тем более, что последнее настолько многообразно и велико, что может быть постигнуто разве что с помощью гаданий — например, у дельфийского оракула. Сократ не признавал проблем, которые занимали его современников-философов, занимавшихся познанием сущности первоначал природы и мироздания. Философ полагал, что нужно заниматься рассмотрением вопросов, связанных с человеческой личностью, нравственной составляющей человека и сущностью знания, то есть вопросов исключительно этических.
Сократ считал, что познание мира должно начинаться с познания самого себя. По мнению Сократа, только познав себя, человек мог постичь окружающий мир, его внутренние законы и такие глобальные понятия, как мораль и религия. Постижение морали, по мысли Сократа, было необходимо любому человеку, претендующему на звание человека поистине нравственного.
Норма нравственности по Сократу — автономна и индивидуальна. Настоящий нравственно положительный поступок, по мнению философа, человек может совершить только осознанно и по собственному желанию. В случае если человек поступает хорошо только потому, что так принято в обществе, его поступок нельзя назвать нравственным, ведь он вызван не его личным порывом, а исключительно привычкой поступать так, как и все. Соответственно, нормой нравственности для Сократа становится индивидуальность в совершении хорошего поступка и его автономность от общественного мнения.
Сократ разработал собственный метод познания. В основе его лежат такие понятия как «ирония» и «майевтика», а строится он на системе последовательных вопросов, ответы на которые должны приводить собеседника к внутреннему противоречию с самим собой и, как следствие, к признанию собственного невежества. В итоге мы получим то, что в философии принято называть «сократовской иронией». И вслед за ней сразу же идёт «майевтика» (или, как говорил Сократ, «повивальное искусство») — искусство преодоления противоречий с целью обнаружения истины, своего рода, «рождение» знания.
Сократ был идеологом аристократии. Философ считал, что знания, на которых зиждутся три основные добродетели, доступны только людям благородных кровей. К числу этих знаний Сократ относил: знание обуздания страстей — добродетель «умеренность», знание преодоления опасности — добродетель «храбрость», знание соблюдения божественных и человеческих законов — добродетель «справедливость».
Сократ был приговорён к казни. Восстановление в Афинах демократии повлекло за собой обвинение Сократа в безбожии. Обвинительные претензии высказали трагический поэт Мелет, богатый кожевник Анит и оратор Ликон. Весной 399 года до н.э. Сократ был вынужден предстать перед судом присяжных, где ему было выдвинуто уже официальное обвинение в безбожии, введении в религиозный обиход новых божеств, развращении юношества и вынесено решение о казни философа. Умер Сократ в тюрьме, приняв в присутствии учеников растительный яд (цикуты) из чаши.